В современных экономических условиях, когда инвестиционная активность является ключевым фактором экономического роста, оценка эффективности мер государственной поддержки инвестиционных проектов приобретает особую значимость. Государственная поддержка, направленная на стимулирование инвестиций, может принимать различные формы, включая налоговые льготы, субсидии, гарантии и предоставление инфраструктуры. Однако эффективность этих мер часто остается под вопросом, что обусловливает необходимость проведения комплексной оценки их влияния на экономические показатели и социальные результаты.
Актуальность данной работы обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, ограниченностью бюджетных ресурсов и необходимостью их эффективного распределения. Оценка эффективности мер государственной поддержки позволяет определить наиболее результативные инструменты стимулирования инвестиций и оптимизировать государственные расходы.
Во-вторых, потребностью в повышении инвестиционной привлекательности регионов и отраслей экономики. Оценка эффективности мер поддержки позволяет выявить сильные и слабые стороны действующей системы стимулирования, а также определить подходы для частных инвесторов при выборе тех или иных мер государственной поддержки.
В-третьих, оценка эффективности мер государственной поддержки позволяет оценить вклад каждого инвестиционного проекта в достижение поставленных национальных целей и обеспечить контроль за целевым использованием средств.
В-четвертых, необходимостью учета долгосрочных последствий реализации инвестиционных проектов. Оценка эффективности должна учитывать не только краткосрочные экономические выгоды, но и долгосрочные социальные и экологические последствия.
В процессе исследования использовались методы: сравнение, анализ, синтез, метод группировки, системный и логический подходы.
Стремление к экономическому росту требует постоянного притока инвестиционных ресурсов. Правительство использует два основных подхода для стимулирования инвестиций. Первый подход предусматривает прямое государственное участие в качестве инвестора. В этом случае государство привлекает собственные финансовые ресурсы для запуска и осуществления инвестиционных проектов. Второй акцент делается на создании благоприятных условий для привлечения частного капитала, при этом правительство играет вспомогательную роль. Оба направления имеют решающее значение, хотя и имеют разные акценты и последствия для конкретных секторов и общего экономического развития [1].