По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.1

Актуальные вопросы оценки эффективности мер государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов

Енина Евгения Олеговна аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: eninaeo@veb.ru
Проданова Наталья Алексеевна доктор экономических наук, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: prodanova-00@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5140-2702

Для обеспечения эффективного выполнения основных функций государству необходимо консолидировать значительный объем финансовых ресурсов для последующего направления субъектам экономики и в различные сферы. Выделение приоритетных отраслей финансирования и поддержки направлено для обеспечения экономического роста, безопасности, в том числе экономического суверенитета, полной занятости и достижения экономической эффективности. Актуальность исследования оценки эффективности государственной поддержки реализации инвестиционных проектов, с одной стороны, обусловлена отсутствием проведения оценки, в том числе на примере масштабных проектов с длинными сроками окупаемости, а также активной модернизацией национальных мер стимулирования и участия государства в реализации инвестиционных проектов, с другой — вызвана необходимостью систематизировать полученные оценки результатов эффективности различных мер государственной поддержки и национальных программ.

Литература:

1. Сюпова М.С. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации: механизмы и результативность / М.С. Сюпова // Экономика, предпринимательство и право. — 2024. — Т. 14, № 11. — С. 6805–6820.

2. Цехомский Н.В., Тихомиров Д.В. Стимулирование реализации долгосрочных инвестиционных проектов в России: опыт фабрики проектного финансирования // Материалы XII Международной научно-практической конференции «Архитектура финансов: устойчивое развитие и ответственное финансирование в эпоху глобальных изменений», 15.11.2022, Санкт-Петербург. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2022.

3. Старовойтов Д.П. Инвестиционные декларации регионов как инструмент привлечения инвестиций // Государственная служба. — 2022. — № 6. — С. 47–55.

4. Тихомиров Д.В., Никифоров В.М., Русинов Д.А. Механизмы поддержки инвестиционных проектов в России: спектр инструментов и обзор ситуации // Известия СПбГЭУ. — 2023. — № 3-1 (141).

5. Маслюк Н.А., Медведева Н.В. Инструментарий реализации регионального инвестиционного стандарта нового поколения // Власть и управление на Востоке России. — 2022. — № 2 (99). — С. 8–20.

6. www.economy.gov.ru.

В современных экономических условиях, когда инвестиционная активность является ключевым фактором экономического роста, оценка эффективности мер государственной поддержки инвестиционных проектов приобретает особую значимость. Государственная поддержка, направленная на стимулирование инвестиций, может принимать различные формы, включая налоговые льготы, субсидии, гарантии и предоставление инфраструктуры. Однако эффективность этих мер часто остается под вопросом, что обусловливает необходимость проведения комплексной оценки их влияния на экономические показатели и социальные результаты.

Актуальность данной работы обусловлена несколькими факторами.

Во-первых, ограниченностью бюджетных ресурсов и необходимостью их эффективного распределения. Оценка эффективности мер государственной поддержки позволяет определить наиболее результативные инструменты стимулирования инвестиций и оптимизировать государственные расходы.

Во-вторых, потребностью в повышении инвестиционной привлекательности регионов и отраслей экономики. Оценка эффективности мер поддержки позволяет выявить сильные и слабые стороны действующей системы стимулирования, а также определить подходы для частных инвесторов при выборе тех или иных мер государственной поддержки.

В-третьих, оценка эффективности мер государственной поддержки позволяет оценить вклад каждого инвестиционного проекта в достижение поставленных национальных целей и обеспечить контроль за целевым использованием средств.

В-четвертых, необходимостью учета долгосрочных последствий реализации инвестиционных проектов. Оценка эффективности должна учитывать не только краткосрочные экономические выгоды, но и долгосрочные социальные и экологические последствия.

В процессе исследования использовались методы: сравнение, анализ, синтез, метод группировки, системный и логический подходы.

Стремление к экономическому росту требует постоянного притока инвестиционных ресурсов. Правительство использует два основных подхода для стимулирования инвестиций. Первый подход предусматривает прямое государственное участие в качестве инвестора. В этом случае государство привлекает собственные финансовые ресурсы для запуска и осуществления инвестиционных проектов. Второй акцент делается на создании благоприятных условий для привлечения частного капитала, при этом правительство играет вспомогательную роль. Оба направления имеют решающее значение, хотя и имеют разные акценты и последствия для конкретных секторов и общего экономического развития [1].

Для Цитирования:
Енина Евгения Олеговна, Проданова Наталья Алексеевна, Актуальные вопросы оценки эффективности мер государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: