Расширение самостоятельности вузов в вопросах организации оплаты труда выявило серьёзную проблему, без решения которой невозможно эффективное управление персоналом. При переходе на новую систему оплаты труда утратили силу ранее изданные Министерством образования РФ рекомендательные и методические документы, которыми большинство вузов пользовались как нормами прямого действия.
Наибольшие сложности возникли в отношении нормирования труда ключевой категории вузовского персонала — профессорскопреподавательского состава (далее — ППС). Это вызвано, на наш взгляд, не только отменой ключевого документа — «Примерных норм времени для расчёта объёма учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых ППС образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования» [4], но и принципиальным изменением содержания и характера труда ППС в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС 3+).
Традиционно большая доля учебной работы приходилась на аудиторную нагрузку педагогических работников по сравнению с другими видами учебной работы. Переход на ФГОС 3+ не только изменил содержание процесса обучения, но и одновременно повлиял на изменение трудовых функций преподавателя вуза.
Однако переход к обучению студентов по новым образовательным стандартам в большинстве вузов не сопровождался разработкой новых подходов к формированию учебной нагрузки преподавателей.
Безусловно, одной из задач нормирования труда является оптимизация численности персонала, но эта цель должна достигаться при одновременном улучшении организации труда оставшихся работников, способствующей повышению эффективности их труда, а не просто интенсификации.
Авторами проведён анализ существующих в отечественных вузах систем регламентации и нормирования труда персонала на основе открытых данных, размещённых вузами на своих сайтах в сети Интернет.
Анализ проводился на основе следующих критериев: