Рынок государственных и муниципальных закупок активно развивается с каждым годом: увеличиваются как количество сделок, так и обороты по контрактам, а также совершенствуется законодательная база для упрощения и оптимизации закупочных процедур.
Малый бизнес в России оказывает существенное влияние на развитие микроэкономического климата в стране, играя ключевую роль почти во всех сферах экономики, оказывает поддержку в решении социальных проблем, проблем занятости населения, а также создает возможности для реализации предпринимательской деятельности населения.
Актуальность исследования заключается в том, что существуют сложности конкурентоспособного участия малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках, которые обусловлены отсутствием поддержки со стороны государства, нарушениями в процедурах определения победителя закупки, а также участием крупных компаний в закупочных процедурах. Изменения в Федеральном законе № 44-ФЗ способствовали частичному решению данных проблем. Так, уже с 01.01.2022 25% от совокупного объема государственных закупок должны совершаться у субъектов малого предпринимательства. Однако в связи с этим появились сложности в раскрытии достоверной информации поставщика, предоставлении обеспечения на всех этапах закупочного процесса, так как у субъектов малого бизнеса не всегда есть свободные денежные средства, которые можно направить на обеспечение и заморозить их, а также при наличии определенных стоп-факторов у компании не всегда получается получить банковскую гарантию.
Но, несмотря на это, малый бизнес все-таки участвует в закупках, отвечая завышенным обязательствам финансовых организаций, что определяет потенциал данного сектора экономики.
Цель исследования: выявить проблемы, влияющие на конкурентоспособность малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках, и определить пути их решения.
Методологической основой исследования являются библиометрический анализ, структурно-функциональный анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция.