По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1 DOI:10.33920/sel-04-2409-05

Актуальные вопросы гуманитаризации образования в аграрных вузах

Сафонова Т. В. д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры, Кафедра социально-гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, E-mail: safonova1956@mail.ru
Широкорад И. И. д-р ист. наук, профессор, зав. кафедрой, Кафедра социально-гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва
Борисова М. В. канд. псих. наук, доцент кафедры, Кафедра социально-гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва E-mail: oyk_17335@mail.ru
Артемова Т. В. канд. филос. наук, доцент кафедры, Кафедра социально-гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва E-mail: tata. artemova2014@ yandex.ru

Актуальность темы исследования обусловлена жизненной необходимостью анализа новых трендов современного исторического образования как составной части гуманитаризации высшего образования; внесенными в связи с этим изменениями в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Требуют системного исследования методологические, методические и концептуально содержательные вопросы преподавания истории России, основ российской государственности, истории религий России в современных вузах. Цель исследования. Проанализировать новые тенденции развития исторического образования как составной части гуманитаризации высшего образования в нормативноправовом поле; определить направления развития, научно‑методическое обеспечение и перспективы исследуемого процесса.

Литература:

1.Алесин И. И. Нравственные антиномии исторического сознания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2014. — № 10. — Ч. 2. — С. 13–16.

2.Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования. https://legalacts.ru/doc/ pismo-minobrnauki-rossii-ot-20022023‑n-mn-5168376‑o-napravlenii/ (дата обращения: 12.10.23).

3.Общероссийская общественная организация «Объединение преподавателей истории в вузах России» URL: https://opivr.ru/blog-item-31 (дата обращения: 13.10.2023).

4.Письмо Минобрнауки России от 20.02.2023 № МН-5/168376 «О направлении информации» (вместе с «Концепцией преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования», утв. протоколом Экспертного совета по развитию исторического образования от 15.02.2023 № ВФ/15‑пр) URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-20022023‑n-mn-5168376‑o-napravlenii/ (дата обращения: 12.11.2023).

5.План работы Межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах Российской Федерации Московского авиационного института (Национальный исследовательский университет). https://mai.ru/upload/iblock/b0e/utwi014c2q04c0lo53k91bq8qcrhvso3/230306‑MVITS_Plan-TSentra-2023‑g.pdf (дата обращения: 15.10.23).

6.Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2020 № 369 «Изменения, которые вносятся в государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». URL: http://government.ru/docs/all/127079/

7.Преподавание истории в техническом вузе: тенденции и перспективы: монография / О.Н. Коршунова, М.В. Салимгареев, А.Ю. Суслов, Ш.С. Хамматов. — М.: Издательство «Перо», 2020. — 149 с.

8.Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования» от 19 июля 2022 г. № 622. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070025

9.Резолюция Круглого стола на тему «Историческое образование на непрофильных направлениях подготовки в вузах Российской Федерации: проблемы и решения». — Москва, МПГУ, 27 января 2023 г. URL: https://opivr.ru/gallery/230130%20Резолюция%20итог%20%20.pdf (дата обращения: 23.10.23).

10. Состояние исторического образования в технических вузах Российской Федерации. URL: https://pandia.ru/text/78/089/21195.php (дата обращения: 12.10.23).

11. Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728

12. Федеральный закон от 01.07.2021 № 278‑ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104050036

ББК 74.48

Актуальность проведенного исследования определяется жизненной востребованностью осмысления современных проблем гуманитаризации образования в аграрных вузах. В сфере АПК1 востребованы специалисты с высокой степенью ответственности и заинтересованностью в развитии сельского хозяйства в стране. Формирование нравственного отношения к выполнению профессиональных обязанностей, стремление преумножить богатства Родины, содействовать решению проблем — составляющие личностного становления, которое формируется в процессе приобщения к истории своей страны. Образовательный процесс, направленный на формирование гражданской позиции и духовно-нравственных жизненных ориентиров, реализуется непосредственно в социально-гуманитарном образовании.

Новизна авторского подхода состоит в том, что гуманитаризация образования (внимание в содержании образования к предметам социально-гуманитарного цикла) неразрывно связана с гуманизацией образовательной учебно-воспитательной деятельности. Это системный подход, который показывает, как непосредственно гуманитаризация позволяет решать значимые для общества задачи, получить нужные общественно-значимые результаты; определить перспективы в достижении целей государственной молодежной политики.

Цель: раскрыть на примере исторического образования новые тенденции гуманитаризации высшего образования в нормативно-правовом поле; определить его роль в гуманизации обучения студентов; вычленить главные цели и задачи.

Проблема: процессы гуманитаризации содержания образования, нацеленные на гуманизацию образовательной деятельности аграрных вузов, реализуются как инновационные и в исторической ретроспективе отражены недостаточно. Впервые, начиная с 2022 г., образовательные программы первого курса обучения студентов в значительной мере ориентированы на изучение гуманитарных дисциплин (философия, история России, история религий России, основы российской государственности, культурологии, психологии, социологии и др.).

Для Цитирования:
Сафонова Т. В., Широкорад И. И., Борисова М. В., Артемова Т. В., Актуальные вопросы гуманитаризации образования в аграрных вузах. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: