На протяжении последних пяти лет медицинские работники и кадровые службы медицинских организаций в рамках кадровой политики, проводимой руководством отрасли, планомерно адаптировались к работе в системе непрерывного медицинского образования и готовились к началу процедуры периодической аккредитации [1, 2]. При этом многочисленные вопросы, связанные с изменением порядка подготовки медицинских работников и допуска их к выполнению должностных обязанностей, зачастую решались по мере их поступления [3]. В частности, важным изменением явилось разрешение для врачей, чей сертификат специалиста был выдан в 2016 г., возможность пройти повышение квалификации в 2020 г. и тем самым перенести периодическую аккредитацию на более поздний срок [3]. Таким образом, к началу 2020 г. в кадровых службах были достаточно четко определены перечни специалистов, которые активно набирают баллы в рамках новой системы, а также подлежащих повышению квалификации и сертификации в течение года. Подобная работа осуществлялась в том числе и в рамках проекта «Качество и безопасность медицинской деятельности», проводимом под контролем специалистов Росздравнадзора, предусматривающем совершенствование кадрового планирования, особенно в разделе повышения квалификации работников.
Однако резкое осложнение эпидемиологической ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции нового типа, потребовало внесения существенных корректив в процесс допуска медицинских работников к выполнению должностных обязанностей, что обусловило выход целого ряда принципиально новых нормативно-правовых документов, определяющих временный порядок работы медицинских организаций в данном аспекте.
Цель настоящей работы — анализ проблем работы кадровой службы медицинской организации, связанных с временным изменением порядка допуска медицинских работников к исполнению должностных обязанностей.
Юридической основой, регламентирующей правомочность современных изменений, стало принятие Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а именно подп. а — д п. 1 ст. 17 данного документа, определившей в качестве полномочий Правительства РФ: