По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 620.2 (063) DOI:10.33920/VNE-03-2403-04

Актуальные вопросы автоматизации таможенного контроля классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС

Алёшкина Д. В. МАДИ, г. Москва
Рыжкова Н.Н. МАДИ, г. Москва

Реализация задач таможенных органов по обеспечению безопасности государства и способствованию международной торговли невозможна без дальнейшего совершенствования используемых таможенными органами информационных технологий и внедрения новых. Стратегия развития таможенных органов до 2030 года направлена на создание качественно новой таможни с использованием искусственного интеллекта.

Литература:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г № 1388-р (Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года)

2. Д. А. Васильев, начальник Центрального информационно-технического таможенного управления ФТС России: «IT-решения ФТС России для взаимодействия с участниками ВЭД», сайт Альта-Софт, URL: https://www.alta.ru/expert_ opinion/84242/ (дата обращения: 31.03.2023).

1. Order of the Government of the Russian Federation of May 23, 2020 No. 1388-r (Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation until 2030). (In Russ.)

2. D.A. Vasiliev, head of the Central Information and Technical Customs Department of the Federal Customs Service of Russia: T-resheniia FTS Rossii dlia vzaimodeistviia s uchastnikami VED [IT solutions of the Federal Customs Service of Russia for interaction with participants in foreign trade activities], Alta-Soft website, Available at: https://www.alta.ru/expert_opinion/84242/ (accessed: 03/31/2023). (In Russ.)

Стратегической целью развития таможенных органов Российской Федерации является формирование к 2030 году качественно новой таможенной службы, насыщенной «искусственным интеллектом».

Для достижения данной цели таможенными органами проведена большая работа. Создана единая сеть из 16 центров электронного декларирования (ЦЭД) и 8 электронных таможен. Создана информационная инфраструктура, позволяющая взаимодействовать таможенным органам между собой и с другими государственными органами, а также взаимодействовать организациям и физическим лицам с таможенными органами.

По данным ФТС России за 2022 год, для обеспечения взаимодействия организаций и физических лиц с таможенными органами, используется 64 информационных сервиса; в рамках внутреннего и межведомственного электронного взаимодействия используется около 40 информационных ресурсов [2].

Одним из вопросов, которые предстоит решить таможенным органам для создания в том числе «интеллектуального» пункта пропуска, является автоматизация классификации товаров и таможенного контроля классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС.

Код ТН ВЭД ЕАЭС подлежит обязательному указанию в декларации на товары.

Для оказания помощи декларантам по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС (далее — классификация товаров) действует услуга по предварительной классификации товаров (далее — предварительные решения).

На сегодняшний день услуга может предоставляться в электронном виде, что позволяет использовать предварительное решение при декларировании товаров в ЦЭД (по данным ФТС России, в 2022 году около 99 % деклараций на товары оформлены в ЦЭД [2]), а также упрощает таможенный контроль классификации товаров.

Наличие предварительного решения может позволить автоматизировать процесс заполнения декларации на товары. Например, после введения номера предварительного решения в графу 44 ДТ, информация о коде ТН ВЭД ЕАЭС, указанная в предварительном решении, автоматически вносится в графу 33 ДТ.

Автоматизировать процесс классификации товаров при таможенном декларировании возможно уже сегодня, но в отношении отдельных категорий товаров.

Для Цитирования:
Алёшкина Д. В., Рыжкова Н.Н., Актуальные вопросы автоматизации таможенного контроля классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Лизинг. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: