Ратификация Российской Федерацией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов налагает на страну ряд международных обязательств, которые включают регулярные доклады о социально-экономическом положении инвалидов [1]. В основе любой программы действий по реализации прав инвалидов и улучшения их положения лежит надлежащее информационное обеспечение, основой которого является система статистики инвалидности — сбор, разработка, анализ и распространение данных. Конвенция также требует от стран-членов создания национальных систем контроля за соблюдением прав и положением инвалидов. На сегодняшний день сложившаяся в России система статистики инвалидности является фрагментарной, противоречивой и непрозрачной, а ее подходы к измерению инвалидности не соответствуют современным международным стандартам.
Национальная система мониторинга положения инвалидов должна основываться на трех составляющих: данных государственных статистических наблюдений, сплошных и выборочных наблюдениях. Имеющиеся в России формы государственного статистического наблюдения (ПФР РФ и МСЭ) предназначены для решения бюрократических задач, это же характерно применительно к отраслевым формам статистического наблюдения [2]. Достоверность оценок числа населения с ограниченными возможностями путем переписей (2002, 2010 гг.) низка, а ее расхождения с данными статистического учета огромны [3]. Крупномасштабные выборочные обследования последних лет не направлены на изучение положения инвалидов, поэтому в них оценивается численность только тех, кто оформил инвалидность официально.
Основное отличие всех трех компонентов существующей системы мониторинга положения инвалидов в России от международных стандартов заключается в том, что она опирается на собственное определение инвалидности. Это означает, что инвалидом признается человек, обратившийся в бюро Медико-социальной экспертизы и получивший соответствующий статус после освидетельствования.
Бюро МСЭ при назначении инвалидности основывается на определении, данном в Законе «О социальной защите инвалидов», которое не полностью соответствует концепции инвалидности, содержащейся в МКФ [4]. На практике установление инвалидности зависит от конкретных правил (утверждены постановлениями правительства «О порядке и условиях признания лица инвалидом») и от классификаций и критериев. Сейчас идет модернизация процедур МСЭ, направленная на большую интеграцию с концепцией МКФ, приказом Министерства труда и социальной защиты РФ введены новые классификации [5]. Однако измерение инвалидности в настоящее время в России больше опирается на медицинскую, а не на социальную модель.