Инвентаризация относится к одному из основных инструментов и элементов метода бухгалтерского учета. Ее главная задача — обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Решается эта задача путем выявления фактического наличия соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
О важности проведения инвентаризации и ее результатов говорит тот факт, что отдельные аспекты проведения инвентаризации рассматриваются во всех основных нормативных актах по бухгалтерскому учету, в том числе в нормативных актах, предназначенных для организаций государственного сектора.
Так, в Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ст. 11 посвящена инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта. Дана характеристика сути инвентаризации, установлена обязательность ее проведения и определены границы самостоятельности организации при принятии решения и проведении инвентаризации.
В Федеральном стандарте «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 31.12.2016 № 256н, указано на необходимость проведения инвентаризации активов и обязательств в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. В стандарте установлены случаи обязательного проведения инвентаризации и приведены отдельные организационные аспекты и требования к ее проведению.
Многочисленные письма Минфина России, связанные с проведением инвентаризации в организациях государственного сектора, говорят как о важности самой процедуры инвентаризации, так и о различных вопросах, связанных с ней. Возникающие проблемы связаны с введением в действие новых стандартов бухгалтерского учета в госсекторе, которые трансформируют многие традиционные подходы к учету и выдвигают новые требования.
Практическая значимость затронутых проблем для представителей бухгалтерского сообщества определила актуальность рассматриваемых в статье вопросов.