По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.222 DOI:10.33920/med-17-2202-02

Актуальные требования к проведению инвентаризации в организациях здравоохранения

Е.Н. Домбровская канд. экон. наук, доцент департамента аудита и корпоративной отчетности факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: Den242@mail.ru, ORCID: 0000-0002-3298-4337

В статье рассматриваются организационные и методические аспекты проведения инвентаризации в организациях здравоохранения. Особенности учета результатов инвентаризации представлены для медицинских организаций, относящихся к организациям государственного сектора. Проблематика статьи отличается особой актуальностью в связи с введением в действие ряда федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. На основании обзора существующей нормативной базы рассмотрен порядок проведения инвентаризации, отражения ее результатов в бухгалтерском учете и тестирования активов на обесценение в ходе инвентаризации. Материал статьи подготовлен с учетом разъяснений, содержащихся в многочисленных письмах Минфина, касающихся вопросов проведения инвентаризации в организациях государственного сектора.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

4. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов “Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора”».

5. Приказ Минфина России от 30.05.2018 № 124н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов “Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах”».

6. Приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

7. Письмо Минфина России от 16.09.2021 № 02-06-10/75555 «О проведении инвентаризации объектов нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну».

8. Письмо Минфина России от 10.02.2020 № 02-07-10/8553 «О проведении организациями государственного сектора инвентаризации активов и обязательств в целях составления годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности».

9. Годовой отчет для учреждений здравоохранения — 2020 / Под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева. — М.: БиТуБи, 2020. — 90 с. — СПС «КонсультантПлюс».

10. Домбровская Е.Н. О признании дебиторской задолженности безнадежной и ее списании в бухгалтерском и налоговом учете (обзорная статья) // Бухучет в здравоохранении. — 2021. — № 11. — С. 6–14.

11. Домбровская Е.Н. Списание кредиторской задолженности в связи с ликвидацией кредитора; особенности бухгалтерского и налогового учета (обзорная статья) // Бухучет в здравоохранении. — 2020. — № 3. — С. 33–41.

12. Зарипова М. Инвентаризация лекарственных препаратов на аптечном складе медорганизации (обзорная статья) // Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2020. — № 1. — С. 32–38.

13. Суворова Т. Инвентаризация имущества и обязательств в медучреждении (обзорная статья) // Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2020. — № 10. — С. 49–57.

1. Civil Code of the Russian Federation (part one) of 30.11.1994 No. 51-FZ.

2. Labor Code of the Russian Federation dated 30.12.2001 No. 197-FZ.

3. Federal Law of 06.12.2011 No. 402-FZ “On Accounting”.

4. Order of the Ministry of Finance of Russia dated 31.12.2016 No. 256n “On Approval of the Federal Standard for Accounting of Public Finances “Conceptual Foundations of Accounting and Reporting of Public Sector Organizations”.

5. Order of the Ministry of Finance of Russia dated 30.05.2018 No. 124n “On Approval of the Federal Standard for Accounting of State Finances “Reserves. Disclosure of contingent liabilities and contingent assets”.

6. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 13.06.1995 No. 49 “On Approval of Methodological Guidelines for the Inventory of Property and Financial Obligations”.

7. Letter of the Ministry of Finance of Russia dated 16.09.2021 No. 02-06-10/75555 “On conducting an inventory of non-financial assets that make up the state (municipal) treasury”.

8. Letter of the Ministry of Finance of Russia dated 10.02.2020 No. 02-07-10/8553 “On conducting an inventory of assets and liabilities by public sector organizations in order to compile annual budget (accounting) statements”.

9. Annual report for healthcare institutions — 2020 / under the general ed. D. e. Yu.A. Vasilieva. M.: BiTuBi, 2020. 90 p. ATP “¼ Plus”.

10. Dombrovskaya E.N. On the recognition of receivables as uncollectible and their write-off in accounting and tax accounting (overview article). Accounting for health care. 2021; 11: 6–14.

11. Dombrovskaya E.N. Write-off of accounts payable in connection with the liquidation of the lender; features of accounting and tax accounting (overview article). Accounting for health care. 2020; 3: 33–41.

12. Zaripova M. Inventory of medicines at the pharmacy warehouse of the medical organization (review article). Health care institutions: accounting and taxation. 2020; 1; 32–38.

13. Suvorova T. Inventory of property and obligations in a medical institution (overview article). Health care institutions: accounting and taxation. 2020; 10; 49–57.

Инвентаризация относится к одному из основных инструментов и элементов метода бухгалтерского учета. Ее главная задача — обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Решается эта задача путем выявления фактического наличия соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

О важности проведения инвентаризации и ее результатов говорит тот факт, что отдельные аспекты проведения инвентаризации рассматриваются во всех основных нормативных актах по бухгалтерскому учету, в том числе в нормативных актах, предназначенных для организаций государственного сектора.

Так, в Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ст. 11 посвящена инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта. Дана характеристика сути инвентаризации, установлена обязательность ее проведения и определены границы самостоятельности организации при принятии решения и проведении инвентаризации.

В Федеральном стандарте «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 31.12.2016 № 256н, указано на необходимость проведения инвентаризации активов и обязательств в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. В стандарте установлены случаи обязательного проведения инвентаризации и приведены отдельные организационные аспекты и требования к ее проведению.

Многочисленные письма Минфина России, связанные с проведением инвентаризации в организациях государственного сектора, говорят как о важности самой процедуры инвентаризации, так и о различных вопросах, связанных с ней. Возникающие проблемы связаны с введением в действие новых стандартов бухгалтерского учета в госсекторе, которые трансформируют многие традиционные подходы к учету и выдвигают новые требования.

Практическая значимость затронутых проблем для представителей бухгалтерского сообщества определила актуальность рассматриваемых в статье вопросов.

Для Цитирования:
Е.Н. Домбровская, Актуальные требования к проведению инвентаризации в организациях здравоохранения. Бухучет в здравоохранении. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: