Управление качеством высшего образования было и остается одной из приоритетных проблем современного общества. Безусловно, уровень благосостояния граждан государства зависит в первую очередь от его экономических достижений. Но предприятие не может работать эффективно, если на позициях управленцев, инженеров и других должностей, требующих наличия высшего образования, будут трудиться люди, не получившие данное образование высокого качества. Действующие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) при формулировании целей и критериев оценки качества высшего образования используют компетентностный подход. С другой стороны, требуемый профиль компетенций современных специалистов в различных отраслях зафиксирован в профессиональных стандартах, подготовленных сообществами работодателей. Необходимость гармонизации взаимоотношений академического сообщества и работодателей при управлении качеством высшего образования, особенно в условиях больших вызовов, стоящих перед современным обществом в условиях пандемии COVID-19, обусловливает актуальность данной публикации.
Поиск путей эффективного управления качеством высшего образования в современных условиях отражен в исследованиях В. Л. Тамбовцева, И. А. Рождественской, Е. М. Ефимовой, Д. О. Ефимова, И. А. Сафроновой и др. [1–3], однако высказываемые мнения достаточно противоречивы, что свидетельствует о недостаточной изученности проблемы управления качеством современного высшего образования.
Различные подходы, наблюдаемые в практике проведения оценки качества высшего образования в рамках государственной аккредитации и профессионально-общественной аккредитации, подчеркивают целесообразность разработки темы. Целью исследования является выявление основных проблем и определение перспектив в управлении качеством высшей школы в современных условиях.
• проанализировать актуальные характеристики качества высшего образования;
• охарактеризовать направления изменений высшей школы, обусловленные современными большими вызовами;