По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.14.015.62

Актуальные тенденции управления качеством высшего образования

А.Л. Дрондин кандидат педагогических наук, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва

Управление качеством современного высшего образования существует в условиях наличия, наряду с государственными стандартами, профессиональных стандартов, а также наличия, наряду с государственной аккредитацией вузов, профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ. С одной стороны, это создает возможности для выстраивания более эффективного диалога «вуз — работодатель», но с другой — требует поиска оптимального сочетания этих двух подходов к оценке качества высшей школы. В статье очерчен круг системных проблем, которые влияют на управление качеством высшего образования. Предложены направления решения данных проблем, адресатами которых являются и сами вузы, и сообщества работодателей, и государственные регулятивные органы в сфере образования.

Литература:

1. Тамбовцев В.Л., Рождественская И.А. Менеджмент качества высшего образования: что означает «качество» и что означает «высшее образование»? // Управленец. 2020. Т. 11. № 1.

2. Ефимова Е.М., Ефимов Д.О. Качество высшего образования в Российской Федерации: системный подход и современный взгляд // Znanstvena Misel. 2021. № 58.

3. Сафронова И.А. Вопросы качества высшего образования и технологий его оценивания // Вестн. Самар. юрид. инта. 2021. № 4(45).

4. Васильев А.И. Конкурентоспособность вуза в свете теории конкуренции и норм российского законодательства // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 6 (66).

5. Рубин Ю.Б. Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 5 (111).

6. Иванова О.Н., Бессонова Н.Г., Бессонов П.П. Организация учебного процесса в вузах в условиях пандемии COVID-19 // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 2.

7. Клячко Т.Л., Синельников-Мурылев С.Г. Российское высшее образование и воздействие на него пандемии коронавируса // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 4.

8. Переход на дистанционное обучение в условиях COVID-19 в оценках профессорско-преподавательского состава / Е.В. Неборский, М.В. Богуславский, Н.С. Ладыжец, Т.А. Наумова, А.Е. Анисимов // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46).

9. Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее. Аналитический доклад. URL: https://drive.google. com/ file/d/1GMcBIoP8ITzE_WDVh4nFksX6lceotZY3/view.

10. Розин В.М. Условия мыслимости индивидуализации в новой парадигме образования // Педагогика и просвещение. 2020. № 4.

11. Мылова И.Б. Приоритетные направления цифровой трансформации образования // Академ. вестн. Вестн. Санкт-Петербург. акад. постдипломного пед. образования. 2021. № 1 (51).

12. Коробко А.И., Казарян М.Ю. Аккредитационные критерии управления методическими процессами в системе высшего образования // Педагогика и психология образования. 2021. № 1.

13. Driver P. Pervasive games and mobile technologies for embodied language learning // International Journal of Computer Assisted Language Learning and Teaching. 2012. Vol. 2. No. 4.

14. Атаян А М., Гурьева Т.Н., Шарабаева Л.Ю. Цифровая трансформация высшего образования: проблемы, возможности, перспективы и риски // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 2 (75).

15. Колесникова И.А. Постпедагогический синдром эпохи цифромодернизма // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8–9.

16. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus. 2019. № 1(6). URL: http:// journal. homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019.

17. Борзова Т.А. Уроки пандемии: цифровая трансформация высшего образования в формате удаленного обучения // Территория новых возможностей. Вестн. Владивосток. гос. ун-та экономики и сервиса. 2021. Т. 13. № 1.

18. Исследование показало, сколько выпускников вузов работают по специальности. URL: https://ria. ru/20190902/1558146808.html.

19. Песоцкий Ю.С., Баранова Н.В. Формирование группы социальных критериев профессионально-общественной аккредитации образовательных программ // Вестн. гос. гуманитар.-технол. ун-та. 2021. № 2.

20. Мотова Г.Н. Эволюция системы аккредитации в сфере высшего образования России // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216).

21. Городецкая С.В., Дрондин А.Л. Цифровая трансформация и качество высшего образования // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1 (54).

Управление качеством высшего образования было и остается одной из приоритетных проблем современного общества. Безусловно, уровень благосостояния граждан государства зависит в первую очередь от его экономических достижений. Но предприятие не может работать эффективно, если на позициях управленцев, инженеров и других должностей, требующих наличия высшего образования, будут трудиться люди, не получившие данное образование высокого качества. Действующие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) при формулировании целей и критериев оценки качества высшего образования используют компетентностный подход. С другой стороны, требуемый профиль компетенций современных специалистов в различных отраслях зафиксирован в профессиональных стандартах, подготовленных сообществами работодателей. Необходимость гармонизации взаимоотношений академического сообщества и работодателей при управлении качеством высшего образования, особенно в условиях больших вызовов, стоящих перед современным обществом в условиях пандемии COVID-19, обусловливает актуальность данной публикации.

Поиск путей эффективного управления качеством высшего образования в современных условиях отражен в исследованиях В. Л. Тамбовцева, И. А. Рождественской, Е. М. Ефимовой, Д. О. Ефимова, И. А. Сафроновой и др. [1–3], однако высказываемые мнения достаточно противоречивы, что свидетельствует о недостаточной изученности проблемы управления качеством современного высшего образования.

Различные подходы, наблюдаемые в практике проведения оценки качества высшего образования в рамках государственной аккредитации и профессионально-общественной аккредитации, подчеркивают целесообразность разработки темы. Целью исследования является выявление основных проблем и определение перспектив в управлении качеством высшей школы в современных условиях.

• проанализировать актуальные характеристики качества высшего образования;

• охарактеризовать направления изменений высшей школы, обусловленные современными большими вызовами;

Для Цитирования:
А.Л. Дрондин, Актуальные тенденции управления качеством высшего образования. Юрист ВУЗа. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: