По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 342.9

Актуальные тенденции регулирования досудебного порядка обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов

Асеева М. В. Центральная оперативная таможня, г. Москва, Россия, Российская таможенная академия, г. Люберцы, Россия, Е-mail: amariyaw@mail.ru

Вопросы взаимодействия государственных органов с гражданами и организациями не теряют своей актуальности. Одной из традиционных форм такого взаимодействия выступает институт жалобы. Автор выделяет жалобу как институт и обжалование как процесс и делает вывод о том, что их можно исследовать с позиций: 1) административно-правового института; 2) в рамках административного процесса (административной процедуры); 3) средства обеспечения законности и дисциплины в государственном правлении; 4) конкретного субъективного публичного права — права на обжалование. В статье выделены и анализируются актуальные тенденции правового регулирования досудебного порядка обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов. На основе анализа существующего правового регулирования порядка обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов РФ автором выделено три уровня подобного регулирования: интеграционный (уровень Евразийского экономического союза), национальный законодательный и ведомственный. На основе правоприменительной практики таможенных органов РФ по направлению развития досудебного обжалования автором сделан вывод о ведомственном стимулировании процедур досудебного обжалования в таможенной сфере. Подобная практика сегодня присуща и иным органам исполнительной власти. Автор прогнозирует актуальность данного направления деятельности в ближайшие годы и увеличение доли такого обжалования в общем объеме обжалуемых решений. Обозначенная тенденция призвана снизить конфликтный потенциал взаимодействия граждан и организаций с государственными органами. Автором предложено нормативно закрепить право граждан и организаций участвовать в рассмотрении жалоб таможенными органами, а также в административно-процедурном отношении разграничить процедуры подачи жалобы, иного обращения и консультирования.

Литература:

1. Агамагомедова, С.А. Административно-процедурные тенденции механизмов обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов РФ // Таможенное дело. — 2021. — № 4. — С. 27–31.

2. Агамагомедова, С. А. Аксиологические аспекты государственного контроля и надзора // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2021. — № 1. — С. 37–61. DOI: 10.17323/2072-8166.2021.1.37.61.

3. Агамагомедова, С. А. Оптимизация таможенных операций в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. — 2015. — № 4 (33). — С. 80–86.

4. Агамагомедова, С. А. Проблемы обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов РФ // Административное и муниципальное право. — 2016. — № 6. — С. 500–506.

5. Гречкина, О. В. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц / О. В. Гречкина, Е. В. Давыдова; под ред. А. Б. Зеленцова. — Челябинск: Полиграф-Мастер, 2009. — 183 с.

6. Косолапов, А. В. Жалоба как правовое средство: общетеоретический аспект: автореф. дис. … канд. юрид. наук . — Саратов, 2016. — 35 с.

7. Курындин, П. А. Досудебное обжалование действий (бездействия) или решений административных органов: опыт России и Франции: дис. … канд. юрид. наук. — СПб., 2020. — 208 с.

8. Леонов, Д. В. Административно-правовой институт досудебного обжалования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2020. — 29 с.

9. Новиков, А. Б. Обжалование решений таможенных органов как средство законности в сфере таможенного дела / А. Б. Новиков // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. — 1996. — № 1 (1). — С. 98–101.

10. Приказ ФТС России от 29.12.2020 № 1163 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 31.03.2021).

11. Проект итогового доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2023 году // Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. — URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovyedoklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti (дата обращения: 21.04.2024).

12. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. — URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 12.04.2017).

13. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 06.08.2018. — № 32 (ч. I). — Ст. 5082.

14. Федоткин, В. В. Право на обжалование решений и действия (бездействия) должностных лиц таможенных органов / В. В. Федоткин // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. — 2012. — № 3. — С. 88–102.

15. Chugunov, A., Belyi, V., Panfi lov, G., Bolgov, R. (2022). E-participation Portals in the E-Governance Institutional Structure of the EAEU Countries: A Trend Study. In: Chugunov A. V., Janssen M., Khodachek I., Misnikov Y., Trutnev D. (eds) Electronic Governance and Open Society: Challenges in Eurasia. EGOSE 2021. Communications in Computer and Information Science, vol 1529. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-04238-6_18.

16. Marcacci, A. (2023). Vertical Standards Addressed to Public Authorities. In: Transnational Securities Regulation. LCF Studies in Commercial and Financial Law, vol 3. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-18063-7_9.

17. Nnaji, I. L., Ukeje, I. O., Maduekwe, E., Iteshi, C. V., Ndukwe, C. (2023). Electronic Governance and Public Service Delivery Challenges. In: Farazmand, A. (eds) Global Encyclopedia of Public Administration, Public Policy, and Governance. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-31816-5_4377-1.

18. Williams, C. C. (2023). E-government Tools to Formalise the Informal Economy. In: Formalization of the Informal Economy. SpringerBriefs in Economics. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-37928-4_3.

19. Wirtz, B.W. (2022). User-Driven Digital Government. In: Digital Government. Springer Texts in Business and Economics. Springer, Cham. https://doi. org/10.1007/978-3-031-13086-1_10.

1. Agamagomedova, S. A. Administrative and procedural trends in the mechanisms for appealing decisions, actions (inaction) of the customs authorities of the Russian Federation. Customs Aff airs. 2021, No. 4, pp. 27–31.

2. Agamagomedova, S. A. Axiological aspects of state control and supervision. Law. Journal of the Higher School of Economics. 2021, No. 1, рр. 37–61. DOI: 10.17323/2072-8166.2021.1.37.61

3. Agamagomedova, S. A. Optimization of customs operations in the draft Customs Code in the draft Customs Code of the Eurasian Economic Union. Bulletin of the Russian Customs Academy. 2015, No. 4 (33), pp. 80–86.

4. Agamagomedova, S. A. Problems of appealing decisions, actions (inaction) of customs authorities of the Russian Federation. Administrative and municipal law. 2016, No. 6, рр. 500–506.

5. Grechkina, O. V. Appealing decisions, actions (inaction) of customs authorities and their offi cials. O. V. Grechkina; O. V. Grechkina, E. V. Davydova; edited by A. B. Zelentsova. Chelyabinsk: Polygraph-Master, 2009, 183 p.

6. Kosolapov, A. V.. Complaint as a legal remedy: general theoretical aspect: abstract of thesis. … Candidate of Legal Sciences. Saratov, 2016, 35 p.

7. Kuryndin, P. A. Pre-trial appeal of actions (inaction) or decisions of administrative bodies: experience of Russia and France: dissertation … Candidate of Legal Sciences. St. Petersburg, 2020, 208 p.

8. Leonov, D. V. Administrative and legal institute of pre-trial appeal: abstract of thesis. … Candidate of Legal Sciences. Moscow, 2020, 29 p.

9. Novikov, A. B. Appealing decisions of customs authorities as a means of legality in the fi eld of customs aff airs. A. B. Novikov. Scientifi c Notes of St. Petersburg named after V. B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy. 1996, No. 1 (1), рр. 98–101.

10. Order of the Federal Customs Service of Russia dated December 29, 2020 No. 1163 "On approval of the Procedure for actions of customs offi cials when considering complaints against decisions, actions (inaction) of customs authorities and their offi cials". Offi cial Internet portal of legal information. Available at: http:// pravo .gov.ru (accessеd: 31.03.2021).

11. Draft fi nal report on the results and main activities of the Federal Customs Service of Russia in 2023. Offi cial website of the Federal Customs Service of Russia. Electronic resource. Available at: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovyedoklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti (accessеd: 21.04.2024).

12. Customs Code of the Eurasian Economic Union (Appendix No. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union). Offi cial website of the Eurasian Economic Union Available at: http://www.eaeunion.org (accessеd: 12.04.2017).

13. Federal Law of August 3, 2018 N 289-FZ "On customs regulation in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation". Collection of legislation of the Russian Federation. 06.08.2018, No. 32 (part I), art. 5082.

14. Fedotkin, V. V. The right to appeal decisions and actions (inaction) of customs offi cials. V. V. Fedotkin. Bulletin of the Moscow Financial and Legal University MFLA. 2012, No. 3, рр. 88–102.

15. Chugunov, A., Belyi, V., Panfi lov, G., Bolgov, R. (2022). E-participation Portals in the E-Governance Institutional Structure of the EAEU Countries: A Trend Study. In: Chugunov A. V., Janssen M., Khodachek I., Misnikov Y., Trutnev D. (eds) Electronic Governance and Open Society: Challenges in Eurasia. EGOSE 2021. Communications in Computer and Information Science, vol 1529. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-04238-6_18.

16. Marcacci, A. (2023). Vertical Standards Addressed to Public Authorities. In: Transnational Securities Regulation. LCF Studies in Commercial and Financial Law, vol 3. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-18063-7_9.

17. Nnaji, I. L., Ukeje, I. O., Maduekwe, E., Iteshi, C. V., Ndukwe, C. (2023). Electronic Governance and Public Service Delivery Challenges. In: Farazmand A. (eds) Global Encyclopedia of Public Administration, Public Policy, and Governance. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-31816-5_4377-1.

18. Williams, C. C. (2023). E-government Tools to Formalize the Informal Economy. In: Formalization of the Informal Economy. SpringerBriefs in Economics. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-37928-4_3.

19. Wirtz, B. W. (2022). User-Driven Digital Government. In: Digital Government. Springer Texts in Business and Economics. Springer, Cham. https://doi. org/10.1007/978-3-031-13086-1_10.

Вопросы оптимизации взаимодействия граждан и организаций с органами публичной власти сегодня приобретают особое значение. От доступности, простоты и удобства механизмов такого взаимодействия зависит уровень доверия граждан и организаций к государству в целом, к отдельным его органам в частности. В условиях цифровизации государственного управления подобные механизмы закономерно трансформируются, становятся прозрачнее и проще в использовании. При этом базовые цели взаимодействия невластных субъектов с органами публичной власти остаются традиционными: защита прав и законных интересов граждан и организаций при взаимодействии с государственными институтами.

Важнейшим инструментом подобного взаимодействия была и остается жалоба. Институт жалобы в административном праве представляет сегодня особый интерес. Внимание к нему обусловлено, во-первых, кардинальной трансформацией всей системы государственного управления в условиях цифровизации и административной реформы, во-вторых, эффективностью защиты прав и свобод граждан и организаций посредством института жалобы, основанном на активности самих таких граждан и организаций. Производство по жалобам имеет свою специфику применительно к различным сферам государственного управления. Нами предлагается рассмотреть подобную специфику и тенденции правового регулирования по отношению к досудебному порядку обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов Российской Федерации.

Цель исследования заключается в анализе административноправового института жалобы применительно к таможенной сфере и выделение на основе проведенного анализа актуальных тенденций регулирования досудебного порядка обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов РФ.

В качестве исследования были использованы методы сравнительного анализа, исторический и системный, формально-логический и институциональные методы, метод анализа научной литературы и нормативно-правовых актов.

Обзор научной литературы свидетельствует о том, что институт жалобы активно исследуется в контексте анализа различных уровней и форм взаимодействия между государством и бизнесом, государством и гражданами.

Для Цитирования:
Асеева М. В., Актуальные тенденции регулирования досудебного порядка обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2024;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: