Вопросы оптимизации взаимодействия граждан и организаций с органами публичной власти сегодня приобретают особое значение. От доступности, простоты и удобства механизмов такого взаимодействия зависит уровень доверия граждан и организаций к государству в целом, к отдельным его органам в частности. В условиях цифровизации государственного управления подобные механизмы закономерно трансформируются, становятся прозрачнее и проще в использовании. При этом базовые цели взаимодействия невластных субъектов с органами публичной власти остаются традиционными: защита прав и законных интересов граждан и организаций при взаимодействии с государственными институтами.
Важнейшим инструментом подобного взаимодействия была и остается жалоба. Институт жалобы в административном праве представляет сегодня особый интерес. Внимание к нему обусловлено, во-первых, кардинальной трансформацией всей системы государственного управления в условиях цифровизации и административной реформы, во-вторых, эффективностью защиты прав и свобод граждан и организаций посредством института жалобы, основанном на активности самих таких граждан и организаций. Производство по жалобам имеет свою специфику применительно к различным сферам государственного управления. Нами предлагается рассмотреть подобную специфику и тенденции правового регулирования по отношению к досудебному порядку обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов Российской Федерации.
Цель исследования заключается в анализе административноправового института жалобы применительно к таможенной сфере и выделение на основе проведенного анализа актуальных тенденций регулирования досудебного порядка обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов РФ.
В качестве исследования были использованы методы сравнительного анализа, исторический и системный, формально-логический и институциональные методы, метод анализа научной литературы и нормативно-правовых актов.
Обзор научной литературы свидетельствует о том, что институт жалобы активно исследуется в контексте анализа различных уровней и форм взаимодействия между государством и бизнесом, государством и гражданами.