Социально-демографические факторы (общее старение населения, распространенность хронических недугов среди граждан пожилого возраста, изменение структуры населения и др.) делают паллиативную помощь все более актуальной. В настоящее время паллиативная помощь оказывается инкурабельным больным с онкологическими заболеваниями, больным, перенесшим инсульт, пациентам с ВИЧ-инфекцией. Данный перечень расширяется за счет целого ряда хронических прогрессирующих заболеваний, обусловливающих продолжительную терминальную стадию развития болезни: стадия декомпенсации сердечной, легочной, печеночной и почечной недостаточности, рассеянный склероз, тяжелые последствия нарушений мозгового кровообращения и др.
Аспекты оказания паллиативной помощи отражены в статье 36 Закона об охране здоровья граждан и содержат следующее определение: паллиативная помощь — это комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан [5].
В развитие нормы закона приняты два документа: приказ Минздрава России от 14.04.2015 № 187н «Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению» и приказ Минздрава России от 14.04.2015 № 193н «Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи детям» [5].
Являясь разновидностью медицинской помощи, паллиативная помощь оказывается в соответствии с порядками и стандартами (ст. 37 Закона об охране здоровья).
Факторы, влияющие на возможность оказания паллиативной помощи, и готовность к этой работе были выявлены в ходе анализа ответов участковых медицинских сестер ГБУЗ НСО «Купинская ЦРБ», участвующих в оказании паллиативной помощи пациентов, на вопросы анкеты.
В ходе анкетирования выяснилось, кому, по мнению медицинских сестер, принадлежит ведущее место в оказании паллиативной и хосписной помощи. В ответах были представлены все службы, призванные оказывать паллиативную помощь. 50 % медицинских сестер считают, что основная тяжесть оказания помощи лежит на плечах медицинских работников; 12 % респондентов при ответе на вопрос указали волонтеров, 28 — социальных работников, 10 % — священнослужителей.