По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Актуальные проблемы профессионального и дополнительного образования в сфере охраны труда

Гребенникова О.В. генеральный директор, Tactise Academy, e-mail: o.grebennikova@tactise.com

Показаны ключевые проблемы профессионального и дополнительного образования в сфере охраны труда и способы их решения.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 26 августа 2020 г. № 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».

4. Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

5. Приказ Минтруда России от 22.04.2021 № 274н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда».

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».

На данный момент в России насчитывается почти 4000 компаний, оказывающих услуги по обучению в сфере охраны труда! Но как во всем этом многообразии подобрать добросовестного подрядчика, который ответственно подойдет к процессу обучения, а не будет стремиться продать курс любой ценой ради выдачи «корочки»?

Увы, многие компании подходят к оказанию образовательных услуг формально, предоставляя слушателям только поверхностную и зачастую неактуальную информацию, никак не контролируя освоение материала слушателем. Часто программы курсов по охране труда не соответствуют целям обучения для каждой отдельной категории слушателей, а также не соответствуют специфике деятельности организации. Наконец, не все учебные центры успевают актуализировать учебные программы с учетом регулярных изменений в законодательстве РФ и предоставляют слушателям неактуальную информацию.

Сфера обучения по охране труда в нашей стране заметно отстает от других отраслей в плане использования цифровых технологий и автоматизации процессов. Многие учебные центры продолжают проводить обучение с помощью исключительно печатных материалов, что не совсем соответствует современным тенденциям и пользовательским привычкам слушателей.

Сейчас существенно изменился социальный профиль работника: в структуре работающего населения постепенно начинают доминировать миллениалы — люди, родившиеся с 1981 по 2000 г. Это поколение Y, выросшее в окружении технологий. Соответственно и усвоение новых знаний через классические методы у миллениалов происходит менее эффективно, чем у предыдущего поколения. Зато миллениалов вполне можно назвать поколением геймеров и фанатами любых технологий, в том числе в обучении.

Внедрение элементов геймификации в систему образования позволяет оперативно и ощутимо сократить затраты на обучение и, по сравнению с традиционными методами, повысить вовлеченность персонала.

Обучение в сфере охраны труда пока что не учитывает лучшие мировые практики в сфере риск-ориентированного подхода к безопасности. Хотя это направление является обязательным для достижения целей по снижению травматизма. Каждый сотрудник, занятый на производстве, должен уметь видеть риски и управлять ими. Это позволит сделать работу безопаснее.

Для Цитирования:
Гребенникова О.В., Актуальные проблемы профессионального и дополнительного образования в сфере охраны труда. Безопасность и охрана труда на предприятиях топливно-энергетического комплекса. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: