По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.1

Актуальные проблемы наставничества производственного персонала

Борисова Т.Ю. начальник отдела подбора и обучения персонала, ООО «РусХимАльянс», г. Санкт-Петербург
Камарова Т.А. канд. экон. наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, г. Екатеринбург

Работа посвящена вопросам наставничества производственного персонала. В статье представлены результаты исследования, целью которого является выявление основных проблем практики реализации программы наставничества производственного персонала, а также предложения по их решению. Опрос был проведен весной 2023 г., в нем приняли участие 84 респондента, имеющих опыт реализации программы наставничества производственного персонала. Результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании системы наставничества.

Литература:

1. Абрамов С. М. Генезис института наставничества: к постановке проблемы / С. М. Абрамов, С. А. Акулов, М. А. Погадаева // Теория и практика мировой науки. — 2022. — № 11. — С. 2–5. — EDN KRNSNS.

2. Аладьина В. В. Профессиональный успех как следствие профессионального наставничества / В. В. Аладьина // Акмеология профессионального образования: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 12–13 марта 2015 года / Российский государственный профессионально-педагогический университет. — Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2015. — С. 135–138. — EDN UIDVDT.

3. Фалин И. О. Наставничество в культурно-досуговых учреждениях: особенности и проблемы / И. О. Фалин // Гуманитарные научные исследования. — 2021. — № 11 (123). — EDN ZUHLNJ.

4. Тельнова С. В. Наставничество в проектных командах при реализации проектной деятельности в вузе: проблемы и перспективы / С. В. Тельнова, К. П. Позынич // Перспективы науки. — 2021. — № 2 (137). — С. 41–46. — EDN KYLVWE.

5. Цыганов В. В. Механизмы наставничества в организационных системах и повышение энергоэффективности железнодорожного транспорта / В. В. Цыганов, Д. Н. Федянин // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. — 2019. — № 3 (43). — С. 55–66. — DOI 10.20291/2079-039 2-2019-3-55-66. — EDN ACDTKS.

6. Радостина Н. Б. Особенности педагогического наставничества в сравнении с наставничеством в других профессиональных сферах / Н. Б. Радостина // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области: Научно-практическая конференция с международным участием, Оренбург, 29 сентября 2017 года. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017. — С. 591–595. — EDN YSGYXK.

7. Мельникова М. В. Проблемные вопросы организации наставничества в уголовно-исполнительной системе / М. В. Мельникова // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. — 2019. — № 4 (8). — С. 58–67. — EDN FJHURJ.

8. Илакавичус М. Р. Внедрение целевой модели наставничества: проблемы и решения / М. Р. Илакавичус // Научно-педагогическое обозрение. — 2021. — № 4 (38). — С. 15–24. — DOI 10.23951/2307-6127-202 1-4-15-24. — EDN KYXUXD.

9. Бездудная А. Г. Обратное наставничество как корпоративная социальная инновация: проблемы и возможности / А. Г. Бездудная, Ю. И. Растова, Ю. М. Львин // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2023. — № 1 (139). — С. 101–105. — EDN ORXPOA.

10. Белыш К. В. Роль наставничества в развитии корпоративной культуры предприятия / К. В. Белыш // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. — 2015. — № 32. — С. 161–167. — EDN TPYRLD.

11. Локтюхина Н. В. Актуальные проблемы развития системы наставничества на промышленных предприятиях России / Н. В. Локтюхина, У. А. Назарова, С. В. Шабаева // Экономика промышленности. — 2019. — Т. 12, № 4. — С. 494–502. — DOI 10.17073/2072-1633-2019-4-494-502. — EDN IIVSZB.

12. Михайлова А. В. Наставничество как форма работы с кадровым резервом / А. В. Михайлова // Перспективы развития науки в современном мире: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, Уфа, 02 декабря 2019 года. — Уфа: ООО «Научно-издательский центр "Вестник науки"», 2019. — С. 125–131. — EDN HOWMAD.

Актуальность исследования обусловлена, во-первых, усилением дефицита свободных трудовых ресурсов, при котором безработица обновила исторический минимум[footnote]*[/footnote]1. Дефицит трудоспособного населения, человеческих ресурсов является глобальной проблемой для рынка труда нашей страны. Из этого закономерно следует вывод, что стоимость привлечения и удержания персонала будет формироваться исходя из законов рынка, будет расти. Затраты на подбор и главное удержание опытного персонала можно и нужно контролировать за счет качественной работы над брендом работодателя, за счет формирования комфортной корпоративной культуры. А в случае, когда кандидаты на рынке не соответствуют требованиям к знаниям и навыкам, но подходят по личностным качествам, компромиссом для работодателя может стать обучение таких людей силами наставников. Такое смещение критериев отбора от высокого уровня профессионализма к обучаемости позволит многим работодателям достигнуть баланса между потребностями бизнеса и реалиями сегодняшнего рынка труда.

Во-вторых, увеличение заинтересованности государства в росте производительности труда говорит об актуальности вопросов, связанных с обучением, адаптацией, наставничеством для производственного персонала. На государственном уровне реализуются национальные проекты, призванные обеспечить ежегодный рост производительности труда в промышленном секторе экономики, а также принимается ряд мер по стимулированию производственных предприятий к повышению производительности труда.

В-третьих, актуальность данного исследования обусловлена тем, что в сложившейся политической и экономической ситуации промышленные предприятия вынуждены работать с постоянно возрастающей нагрузкой. Таким образом, перед предприятиями помимо сложных производственных задач остро встают вопросы о наиболее эффективной и экономически невысокозатратной системе обучения и адаптации персонала для скорейшего вывода производительности его труда на самый высокий уровень без потери качества. С точки зрения авторов настоящего исследования, наставничество представляет собой оптимальное решение данной задачи, так как наставничество — это не затратный и успешно зарекомендовавший себя инструмент развития персонала производственных предприятий.

Для Цитирования:
Борисова Т.Ю., Камарова Т.А., Актуальные проблемы наставничества производственного персонала. Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: