Теоретическая значимость. Проведен анализ современных проблем механизма информационного обеспечения введения в оборот неиспользуемых земель обороны и безопасности на примере земель Краснодарского края и Республики Адыгея. Полученные данные могут служить диагностическим и прогностическим целям.
Практическая значимость. Результаты проведенного анализа могут быть применены для минимизации существующих проблем информационного обеспечения введения в оборот неиспользуемых земель обороны и безопасности на территории Краснодарского края и Республики Адыгея.
К землям обороны и безопасности относятся земельные участки, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, другим видам безопасности. Особенностями эксплуатации данных наделов является размещение различных объектов в зависимости от цели использования [1, 93].
В качестве примера, рассмотрим неиспользуемые земли обороны и безопасности Краснодарского края и Республики Адыгея. На исследуемых территориях в настоящее время числится 33,618 тысяч га неиспользуемых земель обороны и безопасности.
На землях размещались войска такого назначения как: мотострелковые войска; танковые войска; космические войска; войска ПВОПРО и складские территории военно-воздушных сил Российской Федерации. В связи с этим можно отметить высокую степень негативного антропогенного воздействия на исследуемые земли объектами деятельности обороны и безопасности [4, 115]. На заброшенных землях наиболее распространены такие негативные виды воздействия, как: деградация земель, уничтожение поверхностного почвенного слоя и растительности, высокий уровень эрозии, загрязнения тяжелыми металлами (табл. 1). Негативные процессы, возникающие на землях обороны и безопасности, как уже было отмечено, связаны со спецификой их целевого использования. На рис. 1 исследуемые территории разбиты на кластеры, в зависимости от факторов, оказывающих негативное влияние на состояние земель в регионе в целом. Получено 3 кластера с высокими показателями наиболее распространенных негативных процессов (рис. 1).