На сегодняшний день, в условиях развития рыночной среды, очевидно, что многие предприятия борются с неопределенностью внешней среды, ее динамичностью и непредсказуемостью. Каждая отрасль характеризуется определенным уровнем конкуренции, в соответствии с которым предприятиям необходимо быстро реагировать на все изменения и быстро подстраиваться к изменяющимся условиям, для того чтобы продолжать свое эффективное функционирование. Разработка стратегии развития предприятия является способом, средством достижения желаемого результата. Понятие «стратегия» имеет множество определений.
Так, например, И. Ансофф утверждает, что стратегия — набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности [1].
Согласно А. Чандлеру, стратегия — определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, принятие курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей [2].
Г. Минцберг рассматривает стратегию как единство «5П»: план, прием, паттерн, позиция, перспектива [3]. Он утверждает, что стратегию можно представить как сумму знаний, опыта и усилий.
Томпсон и Стрикленд характеризуют стратегию как план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей [4].
Таким образом, в самом общем виде стратегию можно охарактеризовать как конкретное направление действий организации с установленными стратегическими задачами по достижению конечной цели.
Каждое предприятие нуждается в стратегии, чтобы верно расставлять приоритеты при распределении ресурсов. Кроме того, она нужна им, чтобы адекватно реагировать на изменения, на поведение конкурентов, а также чтобы объяснить, в какую сторону они движутся, своим сотрудникам, клиентам и акционерам [5]. В зависимости от сложности и масштаба организации время разработки и объем описания стратегии могут существенно варьироваться.
Например, стратегия развития небольшой компании часто разрабатывается в течение нескольких дней, в то время как стратегия крупной корпорации обычно вырабатывается несколько месяцев с привлечением специалистов. Ключевые этапы разработки и реализации стратегии развития предприятия, как правило, остаются одни и те же и включают пять взаимосвязанных управленческих задач (рис. 1) [6].