По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5.012.1 DOI:10.33920/pro-4-2103-04

Актуальные подходы к производству современных высокоэкологичных бензинов

Минаева И.А. доцент кафедры промышленной безопасности и охраны окружающей среды, канд. техн. наук, РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, г. Москва
Казакова З.А. магистрант кафедры промышленной безопасности и охраны окружающей среды, РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, г. Москва

Проанализированы тенденции развития рынка автомобильного бензина, ориентированные на выпуск экологичного топлива, выявлены связанные с этим потребности модернизации технологических процессов и обеспечения их безопасности. С целью улучшения экологических показателей автомобильных бензинов предложена поточная схема глубокой переработки нефти с оптимизацией технологического процесса. В рамках повышения уровня производственной безопасности на участке риформинга рассмотрены виды аварийных ситуаций и представлены современные подходы к решению этой задачи.

Литература:

1. Безопасность как привычка: важна роль каждого // СИБУР. — 2019. — №2 (25). — С. 8‑14.

2. Воробьев А. Е., Фраль цова Т.А., Томашев М.С., Гулан Е.А. Аварии на НПЗ и необходимость подготовки специалистов // Теория и практика современной науки. — 2017. — №8 (26). — С. 4‑6.

3. Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологического и атомному надзору в 2018 году [Электронный ресурс] // Ростехнадзор. URL: http:// www.gosnadzor.ru / public / annual_ reports/ (дата обращения: 15.08.2020).

4. Капустин В.М., Гуреев А.А. Технология переработки нефти. В 4‑х частях. Часть вторая. Физико-химические процессы. — М.: Химия, 2015. — 400 с.

5. Капустин В.М. Технология производства автомобильных бензинов. — М.: Химия, 2015. — 256 с.

6. Макрушина А. В. Анализ аварийности на объектах нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2016. — №12. — С. 93‑94.

7. Мейерс Р. А. Основные процессы нефтепеработки. Справочник: пер. с англ. 3‑го изд./[Р. А. Мейерс и др.]; под ред. О. Ф. Глаголевой, О. П. Лыкова. — СПб.: ЦОП «Профессия», 2011. — 944 с.

8. Теляшева Д.А. Почему альтернативные источники энергии не спасают мир // Журнал «Buro.», 2017. — №10. — 103 с.

9. Третьяков А. Н., Перегудина Е. В., Азарова С. В. Воздействие на окружающую среду продуктов нефтегазодобывающей отрасли // Молодой ученый, 2015. — № 11. — 570 с.

10. ФАС в СМИ: [Электронный ресурс] // ФАС России. URL: https://fas. gov.ru/publications/10847 (Дата обращения: 15.08.2020).

В странах с высоким уровнем автомобилизации нагрузка на окружающую среду в значительной степени зависит от качества используемого моторного топлива, которое является причиной поступления в окружающую среду оксидов углерода, серы, азота, сажи, канцерогенных полиароматических углеводородов и других вредных веществ как в процессе эксплуатации транспортных средств, так и в процессе производства. Помимо загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами, рост объемов производства моторного топлива создает дополнительные риски, связанные с естественной убылью бензина в результате испарения в окружающую среду при дыхании емкостей, при переливании и заправке машин, при подтекании и подкапывании запорной арматуры, при потении швов резервуаров и труб [9]. В связи с этим одним из направлений борьбы с ухудшением экологической ситуации является комплексный подход, обеспечивающий выпуск современных высокоэкологичных бензинов и повышение уровня производственной и экологической безопасности соответствующих технологических процессов на нефтеперерабатывающих заводах.

За регулирование содержания вредных веществ и примесей в выхлопных газах отвечают экологические стандарты Евро. По сравнению с первыми нормативами стандарта Евро-0, введенным в действие в 1988 г., современные стандарты Евро-5 и Евро-6 обуславливают намного более жесткие требования к топливу (рис. 1) [8].

Согласно четырехсторонним соглашениям, подписанным еще в 2011 г. Росстандартом, Ростехнадзором, Федеральной антимонопольной службой (ФАС) РФ и 12 нефтяными компаниями, была начата модернизация нефтеперерабатывающих предприятий и с июля 2016 г. НПЗ полностью перешли на выпуск топлива стандарта Евро-5 [10]. В ноябре 2016 г. в России приступили к производству бензина, соответствующего стандарту Евро-6.

Получение высокооктановых компонентов автомобильных бензинов и легких ароматических углеводородов (бензол, толуол и ксилолы, использующиеся в нефтехимии) реализуется с помощью процесса каталитического риформинга бензиновых фракций с переработкой легковоспламеняющихся жидкостей и взрывоопасных газов при избыточном давлении до 6,0 МПа в среде водорода и при температуре до 530 °С. Отдельные ступени процесса связаны с образованием сероводорода и применением хлорорганических соединений и экстрагентов [4]. Октановые числа бензиновых фракций сырья риформинга — обычно составляют около 50 пунктов, в то же время октановое число риформата по исследовательскому методу (ОЧ (И)), полученных на установках с современными катализаторами, может достигать 98‑100. Бензины каталитического риформинга характеризуются низким содержанием серы, в их составе практически отсутствуют олефины, поэтому они высокостабильны при хранении. Однако повышенное содержание в них ароматических углеводородов с экологической точки зрения является лимитирующим фактором. К их недостаткам также относится неравномерность распределения детонационной стойкости по фракциям [7]. Поскольку в составе отечественных бензинов высокий процент составляют бензины риформинга, предлагается поточная схема глубокой переработки нефти с оптимизацией технологического процесса в направлении улучшения экологических свойств получаемого бензина.

Для Цитирования:
Минаева И.А., Казакова З.А., Актуальные подходы к производству современных высокоэкологичных бензинов. Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: