Начало 2020-х гг. поставило логистику в список самых значимых функций для бизнеса. Среди вызовов можно отметить период пандемии, который сопровождался сокращением грузопотоков, снижением эффективности работы транспорта, увеличением сроков доставки. Однако, несмотря на трудности, логистические компании работали по ясным правилам, понятным всем его участникам.
Актуальность работы вызвана новыми ограничениями в работе участников внешнеэкономической деятельности. Введение санкций (более 13,0 тыс.) на товары, предприятия со стороны ЕС, США привело к сокращению товарооборота с этими странами и поиск новых поставщиков в Китае, Индии, странах Латинской Америки. Однако, неудовлетворительный логистический сервис с указанными странами часто приводит к увеличению сроков доставки и росту суммарных издержек.
Современный период стал новым вызовом для экспортеров, импортеров и логистических компаний. Уход с российского рынка крупных игроков предоставляет и новые возможности для российских компаний.
Целью данной работы является поиск логистических решений для новых поставщиков российских участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
На сегодняшний день, запреты и ограничения по отношению к России напрямую влияют на экономические показатели в части перевозимых товаров относительно Европы. Так, под запреты попали различные категории товаров для гражданского пользования. К этим товарам можно отнести: грузовые и легковые автомобили, специальные транспортные средства, строительные товары, различная электроника и электротехника, промышленные установки, а также товары, используемые в авиационной промышленности. По оценке Еврокомиссии, новые ограничения распространяются на экспорт из ЕС на сумму 11,4 млрд евро. Предыдущие пакеты санкций оцениваются в 32,5 млрд евро. Таким образом, ЕС ограничил почти половину (49%) своего экспорта в Россию.
Стоит отметить, что признаки перераспределения грузопотоков уже постепенно проявлялись ещё несколько лет назад. Это способствовало совершенствованию уже имеющихся путей сообщений, а также разработке новых, в том числе и международных транспротных коридоров. На рис. 1 представлена динамика внешней торговли с ведущими торговыми партнерами России, полученная на основе таможенной статистики ФТС РФ [1].