Специалисты в области лечения пациентов с диагностированной хронической сердечной недостаточностью считают своим основными задачами уменьшение выраженности клинических проявлений и расширение функциональных возможностей, снижение количества случаев осложнений и госпитализаций [1]. Задача врача на этапе оказания стационарной помощи в соответствии с протоколом подобрать пациенту схему лечения, которая улучшит состояние и впоследствии качество жизни. Роль медицинской сестры будет заключаться не только в четком выполнении врачебных назначений, но и в обучении самоконтролю жизненно важных показателей и навыкам оказания неотложной помощи [2]. Очень важно еще на этапе планирования процесса обучения четко представлять цель и те задачи, которые необходимо решить. Непременным условием, при котором процесс обучения может быть эффективен и доступен как специалисту, так и пациенту, — это методически и логически выстроенное его содержание. Стандартные операционные (рабочие) процедуры (СОП/SOP/Standard Operation Procedures) — это документально оформленный набор инструкций или пошаговых действий, которые надо осуществить, чтобы выполнить ту или иную работу. Таким образом, стандартные операционные процедуры — это тот инструмент, который позволит структурировать, определить порядок и содержание обучающего материала.
Все вышеперечисленное сформулировало цель нашего исследования — разработка стандартной операционной процедуры «Обучение пациента с хронической сердечной недостаточностью самоконтролю для своевременной оценки жизненных показателей».
В качестве методической основы для написания СОП использованы методические рекомендации, разработанные Северо-Западным федеральным медицинским исследовательским центром, одобренные на заседании клинического совета ФГУ «ФЦСКЭ им. В. А. Алмазова» от 15.05.2009.
Основными задачами стандартной операционной процедуры являются:
• регламентация деятельности и возможность осуществления контроля качества выполняемых стандартных операций сотрудниками медицинской организации;