После вступления в силу Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» фактически началась новая эпоха в медицинском праве, укрепившая презумпцию прав пациента над правами других участников гражданских отношений, возникающих в процессе оказания медицинской помощи. Это положение декларативно закреплено в п. 2 статьи 4 Федерального закона № 323ФЗ от 21 ноября 2011 г. [1]. Пункт 5 статьи 19 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. среди прочих прав пациента на первое место относит право пациента на выбор врача и медицинской организации. Статья 21 упомянутого Федерального закона уточняет порядок реализации пациентом данного права. Таким образом, если ранее, в соответствии с утратившими силу «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-I от 22 июля 1993 года» [2], пациент мог получать медицинскую помощь исключительно по участково-территориальному принципу в утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для данной территории медицинских организациях, то в соответствии с отдельными положениями Федерального закона № 323ФЗ от 21 ноября 2011 г., пациент может обратиться в любую «понравившуюся» ему медицинскую организацию.
Следует отметить, что указанная прямая норма права может быть реализована пациентам в строгих рамках. Так, выбор врача и медицинской организации осуществляется только в рамках Базовой программы обязательного медицинского страхования (Территориальной программы оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи), указанный выбор не может быть осуществлен более одного раза в год, и он жестко регламентирован подзаконными актами Федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, в частности приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2012 г. № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» [3]. Из приведенной выше доктрины трактовки источников медицинского (гражданского) права можно сделать вывод, что действующее на сегодняшний день законодательство в части реализации права пациента на выбор врача и медицинской организации несовершенно вследствие трех основных причин. Во-первых, оно не предусматривает порядок выбора лечебного учреждения при оказании медицинской помощи, оказываемой за счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (или за счет средств Федерального бюджета). Вовторых, в законе не отражена процедура более частой, чем один раз в год, смены лечащего врача. И наконец, третьим важных «недостатком» Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г., по мнению авторов, является отсутствие института выбора среднего медицинского персонала при оказании медицинской помощи.