По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Аксиологическая концепция в гуманитарных науках. Школа неокантианства

Костина Анна Владимировна директор Института фундаментальных и прикладных исследований, заведующий кафедрой философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», доктор философских наук, доктор культурологии, профессор Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: Anna_Kostina@inbox.ru

В статье показано, что в современных гуманитарных исследованиях аксиологический подход является одним из ведущих. Его актуальность определяется его операциональностью, широкой распространенностью, способностью отразить те трансформации культуры, которые сложно охватить числовыми данными и показателями. Автор рассматривает школу неокантианства как ту основу аксиологического подхода, которая создала условия для возможности разделить науки о природе и науки о культуре и показать продуктивность метода индивидуализации или отнесения к ценностям при изучении мира человека, культуры и общества. Материалы статьи могут быть использованы при подготовке курсов «Теория культуры», «Философия культуры», «Методология культуры».

Литература:

1. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. — М.: Издательство политической литературы, 1967.

2. Костина А.В. Реклама как фактор формирования аксиологического пространства // Культурологический журнал. — URL: http://www.cr-journal.ru/rus/ journals/113.html&j_id=9.

3. Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. — СПб., 1997.

4. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. — М., 1998.

5. Риккерт Г. Природа и культура // Культурология. XX век. Антология. — М., 1994.

6. Риккерт Г. Философия жизни. Глава VIII. Критика биологического принципа ценности / Г. Риккерт. Науки о природе и науки о культуре. — М., 1998. — С. 296.

Неокантианство — направление в философии, возникшее в 1860-е годы, когда Отто Либман провозгласил призыв «Назад к Канту». Стремление реанимировать кантианскую систему было обусловлено тем, что во второй половине XIX века стали явно ощущаться кризис и нехватка стройных и рационально обоснованных систем. Рубеж 1860–1870-х годов в Германии был временем духовного кризиса, связанного с крушением великих идеалистических систем Ф. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля, которые не смогли дать философский ответ о причинах социальных катаклизмов в Европе рубежа XVIII– XIX веков.

«Философия жизни» во всех своих составляющих отказалась от основных позиций классической философии. Однако классика оставалась привлекательной для тех, кто не переставал верить в разум. Таким направлением стало неокантианство, уже не отражающее всех составляющих классической теории и методологии, но все же близкое к ним. Обращение к Канту было обусловлено тем, что он был не только философом, но и ученым, естествоиспытателем, его ранние работы посвящены космосу, небу, материи. Поэтому для ученых XIX века были значимы не только такие произведения Канта, как «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», но и «Всеобщая естественная история и теория неба», «О вулканах на Луне», трактат «Физическая география». Для философии второй половины XIX века после долгого господства романтизма И. Кант стал той фигурой, которая воплощала лучшие принципы Просвещения и рационализма, в то же время принимавшей искусство и большое внимание уделявшей морали.

В условиях, когда вместо идеи науки стала господствовать идея культуры, неокантианство выразило эту потребность, став методологической основой культурологии.

Неокантианство развивалось в двух центрах — Бадене и Марбурге. Соответственно, можно говорить о двух научных школах неокантианства — Баденскую представляли В. Виндельбанд и Г. Риккерт, Марбургскую — Э. Кассирер.

В рамках Баденской школы неокантианства культура рассматривалась как совокупность ценностей. Этому посвящены работы В. Виндельбанда «История древней философии», «История новой философии», «Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия» и Г. Риккерта «Границы естественно-научного образования понятий. Логическое введение в историю науки» (краткая версия — «Науки о природе и науки о культуре»), «О системе ценностей».

Для Цитирования:
Костина Анна Владимировна, Аксиологическая концепция в гуманитарных науках. Школа неокантианства. Ученый совет. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: