Неокантианство — направление в философии, возникшее в 1860-е годы, когда Отто Либман провозгласил призыв «Назад к Канту». Стремление реанимировать кантианскую систему было обусловлено тем, что во второй половине XIX века стали явно ощущаться кризис и нехватка стройных и рационально обоснованных систем. Рубеж 1860–1870-х годов в Германии был временем духовного кризиса, связанного с крушением великих идеалистических систем Ф. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля, которые не смогли дать философский ответ о причинах социальных катаклизмов в Европе рубежа XVIII– XIX веков.
«Философия жизни» во всех своих составляющих отказалась от основных позиций классической философии. Однако классика оставалась привлекательной для тех, кто не переставал верить в разум. Таким направлением стало неокантианство, уже не отражающее всех составляющих классической теории и методологии, но все же близкое к ним. Обращение к Канту было обусловлено тем, что он был не только философом, но и ученым, естествоиспытателем, его ранние работы посвящены космосу, небу, материи. Поэтому для ученых XIX века были значимы не только такие произведения Канта, как «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», но и «Всеобщая естественная история и теория неба», «О вулканах на Луне», трактат «Физическая география». Для философии второй половины XIX века после долгого господства романтизма И. Кант стал той фигурой, которая воплощала лучшие принципы Просвещения и рационализма, в то же время принимавшей искусство и большое внимание уделявшей морали.
В условиях, когда вместо идеи науки стала господствовать идея культуры, неокантианство выразило эту потребность, став методологической основой культурологии.
Неокантианство развивалось в двух центрах — Бадене и Марбурге. Соответственно, можно говорить о двух научных школах неокантианства — Баденскую представляли В. Виндельбанд и Г. Риккерт, Марбургскую — Э. Кассирер.
В рамках Баденской школы неокантианства культура рассматривалась как совокупность ценностей. Этому посвящены работы В. Виндельбанда «История древней философии», «История новой философии», «Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия» и Г. Риккерта «Границы естественно-научного образования понятий. Логическое введение в историю науки» (краткая версия — «Науки о природе и науки о культуре»), «О системе ценностей».