По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.141

Аккредитация государственных вузов: роль и проблемы для деятельности государственных вузов

А.А. Киселев канд. пед. наук, профессор, заведующий кафедрой «Управление предприятием», ФГБОУ ВПО Ярославский государственный технический университет, г. Ярославль

В настоящее время большое значение в обеспечении деятельности государственных вузов отводится проведению государственной аккредитации, по результатам которой они могут продолжать свою деятельность, а могут быть лишены права на ведение образовательной деятельности или лишены лицензии на осуществление каких-либо направлений подготовки студентов. На начальном этапе реформирования отечественного образования, когда начало появляться множество негосударственных (частных) вузов, их деятельность необходимо было подвергать аккредитации. Однако сегодня аккредитация стала для государственных вузов «дамокловым мечом», когда вузы больше заняты переработкой различной документации для прохождения аккредитации, чем повышением эффективности обучения студентов.

Литература:

1. Киселев А.А. Современные проблемы с отечественным высшим профессиональным образованием и в образовании // Образование: традиции и инновации. Материалы международной научно-практической конференции (27 декабря 2012 г.). – Прага, Чешская Республика. Изд-во WORLD PRESS s.r.o. – 2013. – С. 195–201.

2. Киселев А.А., Фираго В.И. Современные проблемы реформирования отечественных вузов // Международный научный журнал «Инновационная наука» в 3-х ч. – Ч. 2. – № 12. – 2015. – С. 225–227. 3. Киселев А.А. Создание «опорных» региональных вузов: проблемы и перспективы // Образование: традиции и инновации. Материалы IX международной научно-практической конференции (8 октября 2015 г.). – Прага, Чешская Республика. Изд-во WORLD PRESS s.r.o. – 2015. – С. 244–245.

4. Киселев А.А. Современные проблемы отечественного высшего профессионального образования // Приоритетные направления развития науки и образования: сборник статей Междунар. науч.практ. конф. 25 февраля 2014 г. / Гл. ред. Широков О.Н. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 43–45.

5. Киселев А.А. Системные проблемы с высшим профессиональным образованием, основные направления их решения // Экономический потенциал студенчества в региональной экономике: материалы конференции / под ред. А.Ю. Кравчука. – Ярославль. Изд-во ЯГПУ, 2013. – С. 17–25.

6. Киселев А.А. Проблемы формирования подготовленности к профессиональной управленческой деятельности у студентов отечественных вузов // Альманах мировой науки. – 2015. – № 2-2(2). – С. 65–68.

7. Киселев А.А. ФГОС 3+ по менеджменту: новые проблемы и пути их решения // Образование: традиции и инновации. Материалы X международной научно-практической конференции (17 декабря 2015 г.). – Прага, Чешская Республика. Изд-во WORLD PRESS s.r.o. – 2016. – С. 105–107.

Важнейшей задачей государственных вузов является государственная задача по подготовке профессионалов для отечественных организаций, имеющих активную гражданскую позицию. Однако, несмотря на предпринимаемые меры по реформированию системы подготовки профессионалов в государственных вузах, до сих пор еще не найдено наиболее целесообразного решения этой проблемы. Об этом свидетельствует мнение российской общественности и руководства страны.

Как отметил Президент РФ В.В. Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам: «Ключевая задача – повышение эффективности управления экономикой». Но сделать это без подготовленных профессиональных кадров невозможно. Но проводимые реформы в области реформирования отечественного высшего образования часто не только не воспринимаются обществом и педагогическим сообществом, а часто встречают сопротивление с их стороны. Так, например, объявление ряда отечественных вузов, в том числе государственных вузов, неэффективными по непонятным для всех критериям вызвало много вопросов и нареканий со стороны общественности к «реформаторам» [1].

В конце 2015 г. появилась новая идея – создание «опорных» вузов путем присоединения ряда государственных вузов к одному вузу. При этом присоединяемые вузы должны были бы быть уничтоженными. К тому же четких регламентирующих документов такой «реформы» не было. Но важным было то, что такое объединение должно было бы проходить уже «по желанию» самих сотрудников вузов. В результате такого подхода, например, в Ярославле при использовании «административного ресурса» предполагалось создать опорный вуз путем присоединения Ярославского государственного педагогического университета и Ярославского государственного технического университета к классического государственному университету естественно путем ликвидации присоединяемых вузов, что вызвало негативную реакцию со стороны сотрудников присоединяемых вузов на такой подход к решению проблем вузов [2, 3]. Таким образом, крупнейший промышленный регион лишился бы серьезных научных школ. Хотя, как уже показывает практика, те вузы, которые в силу различных причин все же объединились в такие «опорные» вузы, до сих пор не могут не могут стать достойным примером эффективности такого объединения, но получили множество новых проблем.

Для Цитирования:
А.А. Киселев, Аккредитация государственных вузов: роль и проблемы для деятельности государственных вузов. Юрист ВУЗа. 2016;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: