Важнейшей задачей государственных вузов является государственная задача по подготовке профессионалов для отечественных организаций, имеющих активную гражданскую позицию. Однако, несмотря на предпринимаемые меры по реформированию системы подготовки профессионалов в государственных вузах, до сих пор еще не найдено наиболее целесообразного решения этой проблемы. Об этом свидетельствует мнение российской общественности и руководства страны.
Как отметил Президент РФ В.В. Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам: «Ключевая задача – повышение эффективности управления экономикой». Но сделать это без подготовленных профессиональных кадров невозможно. Но проводимые реформы в области реформирования отечественного высшего образования часто не только не воспринимаются обществом и педагогическим сообществом, а часто встречают сопротивление с их стороны. Так, например, объявление ряда отечественных вузов, в том числе государственных вузов, неэффективными по непонятным для всех критериям вызвало много вопросов и нареканий со стороны общественности к «реформаторам» [1].
В конце 2015 г. появилась новая идея – создание «опорных» вузов путем присоединения ряда государственных вузов к одному вузу. При этом присоединяемые вузы должны были бы быть уничтоженными. К тому же четких регламентирующих документов такой «реформы» не было. Но важным было то, что такое объединение должно было бы проходить уже «по желанию» самих сотрудников вузов. В результате такого подхода, например, в Ярославле при использовании «административного ресурса» предполагалось создать опорный вуз путем присоединения Ярославского государственного педагогического университета и Ярославского государственного технического университета к классического государственному университету естественно путем ликвидации присоединяемых вузов, что вызвало негативную реакцию со стороны сотрудников присоединяемых вузов на такой подход к решению проблем вузов [2, 3]. Таким образом, крупнейший промышленный регион лишился бы серьезных научных школ. Хотя, как уже показывает практика, те вузы, которые в силу различных причин все же объединились в такие «опорные» вузы, до сих пор не могут не могут стать достойным примером эффективности такого объединения, но получили множество новых проблем.