По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Агент-ориентированное моделирование потребительского выбора на розничном рынке электроэнергии в условиях энергетического перехода

Рассматривается применение агент-ориентированного подхода для моделирования поведения потребителей на розничном рынке электроэнергии в условиях роста доли возобновляемых источников. Предложена модель, учитывающая влияние экономических и экологических предпочтений, а также участие просьюмеров в формировании «зеленых» сегментов рынка.

Литература:

1. Альберицци А., Ди Барба П., Циль Ф. Агентное моделирование внутридневных рынков электроэнергии // Quantitative Finance. — 2025. — Т. 25. — С. 47–61. (Оригинал: Alberizzi A., Di Barba P., Ziel F. Agent based modeling for intraday electricity markets. Springer, 2025.)

2. Воропай Н.И., Подковальников С.В., Труфанов В.В. Обоснование развития электроэнергетических систем: методология, модели, методы, их использование. — Новосибирск: Наука, 2015. — 258 с.

3. Гайнанов Д.А., Кантор О.Г., Каширина Е.С. Синергетическое моделирование параметров энергетической системы Российской Федерации // Экономика региона. — 2015. — № 4(44). — С. 357–369.

4. Гайнанов Д.А., Кантор О.Г., Каширина Е.С. Сценарное прогнозирование развития электроэнергетики Республики Башкортостан // Вопросы региональной экономики. — 2016. — № 2(27). — С. 3–10.

5. Келл А. Дж. М., МакГаф С., Форшоу М. Применение методов машинного обучения в агентноориентированных моделях рынка электроэнергии: систематический обзор // arXiv preprint. — 2022. — URL: https://arxiv.org/abs/2206.02196 (дата обращения: 02.09.2024).

6. Каталевский Д.Ю., Кравченко К.К., Солодов В.В. Моделирование поведения потребителей // Искусственные общества. — 2012. — Т. 7. — Вып. 1–4. — URL: https://artsoc.jes.su/s207751800000047-0-2/ (дата обращения: 30.08.2024).

7. Лисин Е.М., Стриелковски В., Григорьева А.Н., Анисимова Ю.А. Современные подходы к разработке моделей рынков электроэнергии и исследованию влияния рыночной силы на конъюнктуру энергорынка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2013. — № 1(23). — С. 188–197.

8. Нефёдова Л.В. Солнечная и ветровая энергетика в стратегии низкоуглеродного развития России // Энергетическая стратегия России. — 2024. — № 2. — С. 42–53. (Оригинал: Solar and Wind Energy in the Russian Strategy of Low Carbon Development. Springer, 2024.)

9. Норт М., Конзелманн Г., Коритаров В., Макал С., Тиммапурам П., Веселка Т. Агентное моделирование рынков электроэнергии // Proceedings of the American Power Conference. — Чикаго, США, 2002.

10. Рашидова Е.А. Агент-ориентированное моделирование оптового рынка электроэнергии России // Мир экономики и управления. — 2017. — Т. 17. — № 1. — С. 70–85.

11. Сенсфус Ф., Рагвиц М., Геноезе М., Мёст Д. Агентное моделирование рынков электроэнергии: обзор литературы // Fraunhofer ISI Working Paper. – Карлсруэ, 2007. — URL: https://www.researchgate.net/publication/45136550 (дата обращения: 01.09.2024).

12. Тримарки С., Казаматта Ф., Гамба Л., Гримачча Ф., Лоренцо М., Никколаи А. Агентно-ориентированные модели на рынках энергетических ресурсов и их интеграция с методами обучения с подкреплением // Энергетика (Energies). — 2025. — Т. 18. — № 12. — С. 3171.

13. Фатрас Н., Ма Ц., Йоргенсен Б.Н. Агентно-ориентированное моделирование участия потребителей в экосистемах электроэнергетического рынка // Энергетическая информатика (Energy Informatics). — 2022. — Т. 5. — С. 47.

14. Фирсова И.А. Моделирование поведения участников рынка электроэнергии // Финансовая жизнь. — 2017. — № 4. — С. 9–14.

15. Как меняется отношение потребителей к экологическим вопросам? // NielsenIQ Consumer & Shopper Insights. — 2022. — URL: https://nielseniq.com/global/ru/insights/education/2022/kak-menyaetsya-otnoshenie-potrebiteley-k-ekologicheskim-voprosam/ (дата обращения: 01.09.2024).

Глобальные тренды свидетельствуют о всё более заметном сдвиге в сторону низкоуглеродной экономики, что находит отражение в концепции энергетического перехода — постепенном вытеснении ископаемых источников энергии возобновляемыми. В мировом масштабе доля ВИЭ в структуре генерации стремится к росту, что диктуется климатическими обязательствами, технологическим прогрессом и изменением институциональной среды.

В России же потенциал энергетического перехода пока используется неполно: по оценкам, уже к 2023 году совокупная установленная мощность «зелёной» энергетики достигла ~6 ГВт, но её доля в потреблении остаётся на уровне менее 1 %. При этом внутренняя особенность российского рынка — сравнительно низкая цена классической электроэнергии, поддержка государственных программ традиционной энергетики — создаёт тормоз для массового перехода на «чистую» энергию.

В таких условиях ключевым фактором становится не только технологическая и ценовая конкурентоспособность ВИЭ, но и поведенческие аспекты: каким образом потребители реагируют на «зелёную» альтернативу, готовы ли они переплачивать ради экологичности, в каком темпе происходит их переход. Для эффективного регионального и отраслевого планирования необходимы модели, способные интегрировать как макроэкономические факторы, так и характер поведения конечных пользователей.

Классические модели потребления исходят из гипотезы рационального агента — индивид стремится минимизировать затраты или максимизировать полезность, имея полноту информации. Однако многочисленные исследования поведенческой экономики показывают, что реальные решения часто отклоняются от этого идеала: влияние социальных норм, информационные искаженные восприятия, экологические мотивации, ограниченная рациональность и др.

В энергосекторе это проявляется, например, в том, что некоторые потребители готовы платить премию за «зеленую» электроэнергию, даже когда она дороже; часть — остаётся у действующего поставщика из удобства или из-за когнитивных ограничений; другие — меняют поведение под влиянием соседей или общественного дискурса.

Для Цитирования:
Казанцев С.А., Агент-ориентированное моделирование потребительского выбора на розничном рынке электроэнергии в условиях энергетического перехода. Главный энергетик. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: