Начало третьего десятилетия XXI в. свидетельствует о нестабильном характере международной обстановки. «Спонтанность событий, резкая смена ситуаций обостряют в ней кризисные тенденции, усугубляя нестабильность мироустройства», — справедливо отмечает М. А. Неймарк [1]. Нет ни одного уголка на планете, где бы не происходили конфликты малой, средней или большой интенсивности. Смена политической власти в Афганистане в сентябре 2021 г. и приход к власти талибов заставили серьезно задуматься политиков и международных экспертов над судьбами мира, национальной и международной безопасности в целом, стали катализатором формирования нового мирового порядка. По мнению политолога-международника Евгения Сатановского, «наличие у боевиков внушительного количества современного американского вооружения и влиятельных союзников в лице Саудовской Аравии, Катара, Турции и Пакистана превращает их в серьезного военного соперника» [2]. Е. Сатановский уверен, что России необходимо серьезно задуматься о сложившейся ситуации, поскольку в ближайшее время наша страна может столкнуться с последствиями смены власти в Афганистане не только в бывших союзных республиках, но и на своих территориях.
Реакция на события в Афганистане последовала отовсюду. Не остались в стороне и африканские государства, особенно в зоне Сахеля, где боевики джихадистского толка продолжают дестабилизировать ситуацию.
Африка неоднородна, неоднороден также ее конфессиональный состав. Как известно, ее север — это страны Магриба с арабской культурой и, соответственно, там в основном исповедуют ислам. Африка южнее Сахары, точнее Центральная Африка, в основном католики с небольшим процентом ислама. А в восточной и западной частях проживает достаточно большой процент приверженцев ислама. В последнее время часто говорят о дестабилизации социально-политической ситуации в зоне Сахеля (от арабского слова «граница»), т. е. пограничном районе между пустыней Сахара и плодородными землями, куда входят Мали, Нигер, Чад, Буркина-Фасо и другие государства. Именно там больше всего уделялось внимания афганским событиям. Гражданское население этих стран с волнением восприняло информацию о событиях в Афганистане и стало опасаться, что политические события в их странах могут пойти по афганскому сценарию и власть могут захватить джихадисты. Оправданы эти опасения или нет, сходна ли ситуация в Афганистане и странах зоны Сахеля? В какой-то степени параллель провести можно.