В рамках научных исследований обосновывается специфика профессионального правового сознания адвоката, как участника любого вида судебных процессов. К данной специфике, в частности, относят такие особенности, как ориентация на оправдательный уклон в процессе, особые отношения с доверителем, меньшая подконтрольность государству и, как следствие, большая самостоятельность, независимость в процессе. Говорится о большей либеральности правовой идеологии адвоката, о том, что адвокат и адвокатура принадлежат к институтам, элементам гражданского общества. (Грамматиков В.В., 2015).
В ряду этих элементов адвокатская тайна является элементом правового сознания адвоката. При этом, мы полагаем. что фактически сам институт адвокатской тайны является во многом конкретизацией и развитием положений Конституции. В частности, нормы пункта 1 статьи 48 Конституции РФ, которая закрепляет положение о том, что «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно» [1]. Кроме того, в ч. 2 ст. 48 Конституции РФ установлено, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Таким образом, названные нормы устанавливают особый правовой статус адвоката, целью которого является защита прав, свобод, законных интересов своего доверителя.
Институт адвокатской тайны является необходимой гарантией реализации названных задач адвоката. При этом статья 8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закрепляет 3 основных положения.
1. Адвокатская тайна представляет собой любые сведения, которые связаны с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.
2. Адвокат не может быть вызван и допрошен как свидетель по поводу тех обстоятельств, которые стали известны ему в связи с обращением к нему за юридической помощью и в связи с оказанием такой помощи.