Пандемия вынудила людей дистанцироваться друг от друга и максимально возможно перейти в решении бытовых, трудовых, культурных и пр. задач в цифровое пространство. Государственные органы и частные организации массово перевели своих работников на дистанционную форму труда. Полученный за несколько месяцев 2020 г. опыт, безусловно, полезный и уникальный как для работников, так и для работодателей, может предопределить дальнейшие тенденции развития дистанционного труда.
В подобных условиях очевиден стал нормативный пробел в регулировании правоотношений в области дистанционной работы [1].
Анализ научных работ по теме при запросе в Научной электронной библиотеке eLibrary по ключевому слову «телеработа» дает 118 результатов научных изысканий разного уровня.
До принятия поправок в 2013 г., регламентирующих дистанционный труд, исследователи использовали термин «телеработа» как в названии, так и в тексте. Связано это было, очевидно, с тем, что они обращались к опыту Европейского союза (ЕС) и США и активно развивали идею необходимости изменения российского трудового законодательства по примеру зарубежных стран (Штрик А.А., 2007, Алмаева Ю.О., 2011, Морозов П.Е., 2011).
После 2014 г. вместо термина «телеработа» стало чаще использоваться понятие «дистанционная работа», однако формат статей во многом не изменился: рассматривались проблемы неэффективности гл. 49.1 ТК РФ (Рончка, 2015), предлагались направления дальнейшей реформы законодательства и необходимость обращения к зарубежному опыту (Васильева Ю.В., Шуралева С.В., 2014). Развитие телекоммуникационных сетей открыло еще одно направление для теоретического анализа — «Интернет-занятость», которая не была сопряжена с возникновением трудовых отношений, а скорее являлась их заменой (Зайцев Д.В., Аринушкина Н.С., 2017). При этом достаточно мало авторов говорят о том, возможно ли в условиях нашей страны развивать телеработу.
В марте 2019 г. сервис «Мегаплан» провел опрос, с целью выяснить, в каких условиях россиянам комфортнее работать [5]. Среди 3820 работников около 64% опрошенных ответили, что считают работу в офисе более эффективной, чем удаленную работу. По их словам, домашняя обстановка мешает сосредоточиться на исполнении трудовых обязанностей, а также нарушается граница между домашним и рабочим временем. 16% сказали, что уже работают удаленно, а более 17% работодатели предложили работать из дома, однако они продолжают посещать офис. 18% руководителей негативно относятся к телеработе из-за полного отсутствия личных встреч с клиентами, 11% говорили о потере контроля над работниками. Большая часть опрошенных работодателей недовольны большим количеством сообщений в мессенджерах.