По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Административные санкции за нарушение порядка использования муниципального бюджета: теория и правоприменительная практика

Нецелевое расходование средств или поступающих денег из бюджета органов государственной власти автоматически (если это установит проверка) предполагает привлечение виновных лиц к ответственности по соответствующим статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях. При обжаловании составления такого рода протоколов в судебном порядке происходит следующее: во-первых, административная санкция может быть отменена в том случае, если вина субъекта не подтверждается многочисленными документальными доказательствами; во-вторых, если протокол сохранен, то штраф может быть уменьшен или ликвидирован судом в связи с учетом многочисленных смягчающих вину обстоятельств (многодетности правонарушителя, его раскаянии, компенсации причиненного вреда, совершении правонарушения в первый раз и т. д.).

Литература:

1. Жукова Н. И. Привлечение к административной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/privlechenie-k-administrativnoyotvetstvennosti-za-netselevoe-rashodovaniebyudzhetnyh-sredstv (дата обращения: 01.02.2022).

Рациональное использование поступающих в бюджет местного самоуправления средств (как налогов, так и отдельных трансфертов) — это есть цель, обозначенная во всех кодифицированных документах. Предполагается, что если ответственный субъект нарушает (что доказано в ходе проведения контрольных мероприятий от вышестоящей инстанции1 ) установленные правила игры, то это приводит к необходимости реагирования и назначения определенных законом штрафных санкций.

Как следует из положений статьи 15.14 КоАП РФ, нецелевое расходование бюджетных средств, выразившееся в направлении денег не на целевые нужды, предполагает административный штраф для должностных лиц в размере от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от года до трех лет, на юридических лиц — от 5 до 25 % суммы средств, полученных субъектом из бюджета РФ, использованных не по целевому назначению.

Исследователи, анализирующие положение данной статьи, отмечают, что объектом правонарушения являются общественные вопросы в сфере бюджетного финансирования, расходования публичных средств.

Объективная сторона — использование финансов в целях, которые не предусмотрены законодательным путем.

Состав правонарушения — формальный, то есть оно считается оконченным с момента неправомерного использования денег. «Поскольку каждое неправомерное использование денежных средств является отдельным правонарушением и его объективная сторона выполняется в момент конкретной операции по расходованию, оно не образует собой длящееся правонарушение» [1].

Если должностное лицо нарушило принципы адресности и целевого характера2 или осуществило действия явно и реально3 вне правового поля, что подтверждается многочисленными документационными материалами4 , то никаких иных вариантов, кроме привлечения субъекта к ответственности, не имеется.

Для Цитирования:
Игорь Артемович Михайлов, Административные санкции за нарушение порядка использования муниципального бюджета: теория и правоприменительная практика. Глава местной администрации. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: