Рациональное использование поступающих в бюджет местного самоуправления средств (как налогов, так и отдельных трансфертов) — это есть цель, обозначенная во всех кодифицированных документах. Предполагается, что если ответственный субъект нарушает (что доказано в ходе проведения контрольных мероприятий от вышестоящей инстанции1 ) установленные правила игры, то это приводит к необходимости реагирования и назначения определенных законом штрафных санкций.
Как следует из положений статьи 15.14 КоАП РФ, нецелевое расходование бюджетных средств, выразившееся в направлении денег не на целевые нужды, предполагает административный штраф для должностных лиц в размере от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от года до трех лет, на юридических лиц — от 5 до 25 % суммы средств, полученных субъектом из бюджета РФ, использованных не по целевому назначению.
Исследователи, анализирующие положение данной статьи, отмечают, что объектом правонарушения являются общественные вопросы в сфере бюджетного финансирования, расходования публичных средств.
Объективная сторона — использование финансов в целях, которые не предусмотрены законодательным путем.
Состав правонарушения — формальный, то есть оно считается оконченным с момента неправомерного использования денег. «Поскольку каждое неправомерное использование денежных средств является отдельным правонарушением и его объективная сторона выполняется в момент конкретной операции по расходованию, оно не образует собой длящееся правонарушение» [1].
Если должностное лицо нарушило принципы адресности и целевого характера2 или осуществило действия явно и реально3 вне правового поля, что подтверждается многочисленными документационными материалами4 , то никаких иных вариантов, кроме привлечения субъекта к ответственности, не имеется.