Ответ на вопрос о причинах такой замены лежит за рамками настоящей статьи, ее цель — в освещении неочевидных правовых последствий заключения таких договоров и формирование некоторых ориентиров в вопросе о том, как избежать подобных последствий.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ, если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим законодательством, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Напомним, что договоры гражданско-правового характера (далее — ГПХ) предусматривают выполнение работ или оказание услуг.
При этом в соответствии с законодательством выполнение работ должно заканчиваться получением материального результата, например изготовленной вещи, либо произведенным воздействием на объекты материального мира (покрашенная стена, выкопанная траншея, сшитый костюм и т.д.), а оказываемые услуги могут быть как материальными и иметь материальный результат (например, стоматологические или косметические услуги), так и нематериальными с соответствующим результатом (создание текстов, создание образа, услуги по обеспечению безопасности и т.д.).
Из приведенных примеров видно, что разделение работ и услуг, а также материальных и нематериальных услуг может в ряде случаев быть весьма условным и частичным либо эти виды деятельности могут существовать одновременно. Отнесение их к услугам, работам либо нематериальным услугам должно происходить в каждом случае индивидуально, причем результаты отнесения очень важны, так как могут иметь правовое значение. К примеру, само название конкретного ГПХ «договор об оказании услуг кейтеринга» уже значительно более ближе к ГПХ, чем, к примеру, название «договор о предоставлении услуг официанта», притом что часть обязанностей по обоим договорам может совпадать (но значительная часть должна различаться).