По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Административно-территориальное деление в СССР до 1940 года

Шеломенцев В. Н. д‑р юрид. наук, профессор кафедры аграрного и экологического права, Государственный университет по землеустройству, г. Москва
Косинский В. В. д‑р экон. наук, профессор кафедры землеустройства, директор музейного комплекса, Государственный университет по землеустройству, г. Москва

В статье дан подробный анализ историко-правовых аспектов создания и развития административно-территориальных делений в государстве за период 1918– 1940 гг.

Литература:

1. Липски С. А. Правовые аспекты оборота земель сельскохозяйственного назначения в постсоветской России // Журнал российского права. — 2014. — № 4 (208). — С. 12–19.

2. Липски С. А. Трансформация системы государственного управления земельным фондом в постсоветской России (теория, методология, практика): монография. — М.: Гос. университет по землеустройству, 2017. — 316 с.

3. Липски С. А. Государственный земельный надзор в системе экологического надзора: организационно‑правовые аспекты // Правовые вопросы строительства. — 2015. — № 1. — С. 12–16.

4. Шеломенцев В. Н. Конституционно‑правовой статус Республики Хакасия: теоретический и историко‑сравнительный анализ: автореф. дисс. … канд. юрид. наук // Россий ская академия народного хозяй ства и государственной службы при Президенте РФ. — М., 1999.

5. Шеломенцев В. Н. Земельно‑правовое устройство Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2016. — № 6 (137). — С. 43–46.

6. Шеломенцев В. Н. Формирование законодательства и эволюция взглядов россий ских ученых по проблемам соотношения государства и гражданского общества в первой четверти XX века // Политика и общество. — 2012. — № 3 (87). — С. 49–58.

Конституция провозглашает и закрепляет верховенства закона и отождествляет понятия основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу и прямое действие. Она регулирует общественные отношения и оказывает непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти, в ней содержатся нравственные ориентиры справедливости для общества и государства. Представления о конституции были разработаны еще Аристотелем, но они отражали в основном круг вопросов о рациональном устройстве государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости, и в этом узком понимании основные законы развивались и толковались в древних государствах. Первые конституционные акты или конституции в современном понимании этого применения и значения появились в XVII–XVIII вв., хотя понятие «государство» как территориальной системы возникло гораздо раньше. Данные правовые акты были вызваны потребностью не просто переустройства государства и власти, а в первую очередь нахождения оптимального соотношения между властью, демократией и свободой. С развитием государства и силы государственного принуждения человечество стало осознавать высшую ценность личной свободы, земельных и имущественных правоотношений, и как следствие, появилась необходимость урегулировать правоотношения между государством и народом, разработав и утвердив общие правила поведения. Первые конституции закрепляли основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и населения по вопросам имущественных и земельных отношений. В основном конституции описывают круг функций государства, устанавливают основы его отношений с человеком и обществом, а также охватывают и защищают объединение народа.

Анализируя на протяжении длительного времени территориально-правовое устройство Российской империи, приходим к выводу что, это губернско-уездная система административно-территориального деления предусматривала распределение населения только по месту жительства. К Первой мировой войне на территории России было 56 губерний, 476 уездов и 10 606 волостей [1]. Данная система территориального деления резко тормозила развитие промышленности и аграрного сектора, так как выполняла надзорно-карательные функции господствующего класса, тем самым обострились противоречия между населением и правящей верхушкой в обществе, что естественно и послужило одним из катализаторов Октябрьской революции. Революция внесла коренные изменения в социально-экономический и государственный строй, а также в территориально-административное устройство. Для утверждения нового строя, в котором господствующим, руководящим классом был провозглашен рабочий класс в союзе с крестьянством и солдатами, и страной был взят курс на ликвидацию класса помещиков, буржуазии, а также богатых крестьян (кулаков).

Для Цитирования:
Шеломенцев В. Н., Косинский В. В., Административно-территориальное деление в СССР до 1940 года. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: