По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2207-07

Административно-территориальное деление Российской империи

Косинский В. В. д-р экон. наук, профессор кафедры землеустройства, директор музейного комплекса, Государственный университет по землеустройству, г. Москва, E-mail: kosinskij1@mail.ru
Шеломенцев В.Н. д-р юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой аграрного и экологического права, Государственный университет по землеустройству, г. Москва, E-mail: Vns 1956@mail.ru

В статье анализируются историко-правовые этапы создания и развития административно-территориального деления в Российской империи со времен правления Петра I до Октябрьской революции 1917 г.

Литература:

1. История Отечества: люди, идеи, решения, очерки истории России IX — начала XX в. / Сост. С. В. Мироненко. — М., 1991. — С. 188.

2. Акты царствования Екатерины II. — М., 1907. — С. 1–103.

3. Шеломенцев В.Н. Формирование законодательства о гражданском обществе в России на рубеже ХVIII — ХIХ века // Политика и общество. — 2013. — № 1 (97). — С. 4–16.

4. Шеломенцев В.Н. Формирование законодательства и эволюция взглядов российских ученых по проблемам соотношения государства и гражданского общества в первой четверти XX века // Политика и общество. — 2012. — № 3 (87). — С. 49–58.

5. Шеломенцев В.Н. Конституция — гарант и источник земельных правоотношений // Инновации в гражданской авиации. — 2017. — № 2. — С. 34–41.

Административно-территориальное обустройство всегда преследует определенные цели государства, характеризуя его сущность и назначение.

Довольно развернутые соображения об особенностях государственной власти на Руси, об участии народа в общественной жизни, о роли законов, а также о различных формах правления, выборности управителей, необходимости ограничения верховной власти и становлении управленческого аппарата, значении равенства и свободы, развитии хозяйства и торговли, об общем благе, о нравственности и справедливости, вере и церкви, роли и значении общественного мнения и общественных объединений, в государственных делах фактически были заложены в России в XVII в. XVIII в. для России примечателен тем, что началось активное и глубокое проникновение самодержавного государства в экономику его контролем практически во всех направлениях жизни страны [1]. На смену боярской монархии в России пришла монархия дворянская с абсолютной властью царя-императора. Дворянство стало главной опорой главы государства и Российской государственности. Это нашло отражение в принятии Петром I титула Императора в 1721 г. Совершенно очевидно, что в России в годы правления Петра I произошел резкий экономический скачок. Петр I провел коренную реорганизацию государственных органов, как центральных, так и местных, создав эффективную систему пополнения казны. Россия к тому времени состояла из 319 уездов, а непосредственно управлять из Центра таким количеством административных единиц было невозможно. Поэтому Петром I была проведена административная реформа. Правовыми актами, оформившими ее, становится Указ 1708 г. об учреждении губерний и изданный в его развитие Указ 1714 г. Во главе губерний были поставлены назначаемые царем губернаторы, тем самым была отдана административная и реальная, полная — власти на подведомственной территории. Россия была разделена на 8, а позже на 10 губерний, а к началу царствования Екатерины их число достигло 20.

Екатерины II проводит реформы, веря, что богатое население есть единственная основа процветающего государства. И как результат, кардинально меняется подход к проблемам административного устройства и коренным образом изменилось обустройство земель. Раньше оно должно было служить выработке наилучших способов взимания налогов, т. е. фискальным целям, то теперь — наилучшему устройству жизни граждан.

Для Цитирования:
Косинский В. В., Шеломенцев В.Н., Административно-территориальное деление Российской империи. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: