По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Административная ответственность за строительство, осуществленное без разрешения со стороны органов местного самоуправления

Отсутствие официального разрешения на строительство со стороны органов местного самоуправления предусматривает возможность привлечения субъекта, допустившего данные нарушения, к административной ответственности по статье 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Суды, рассматривая дела подобного толка, указывают на то, что: факт привлечения лица к административной ответственности не означает однозначного решения о сносе объекта, построенного без разрешения (считается, что если объект соответствует стандартам качества, не вредит жизни и здоровью граждан, то его ликвидация будет считаться нерациональной); капитальный ремонт здания не предполагает необходимости получения разрешения, в это же время — дополнение уже имеющегося объекта чем-то расценивается как незаконное (то есть отремонтировать здание можно, но пристроить, например, балкон, нельзя); что касается должностных лиц, то здесь привлечение к ответственности происходит по факту: компетентные органы выявили нарушение — документально запротоколировали ситуацию — субъекту назначают штраф. Единственный способ избежать санкции для должностных лиц органов местного самоуправления — доказать, что возведенное строение было построено по разрешению должностного лица, которое уже не работает на этой должности; юрлица привлекаются к административной ответственности, если не докажут, что их деятельность регламентировалась иными нормативными стандартами или что построенное здание действительно (доказываемо) является вспомогательным объектом, или если модификацию произвел арендатор, то арендодатель осуществил все возможные действия, направленные на устранение или нивелирование нарушения. Снижение санкции возможно ниже низшего предела только в том случае, если субъект докажет, что его финансово-экономическая ситуация оставляет желать лучшего.

За нарушение правил получения санкции на строительство объектов предусматривается административная ответственность по статье 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Разрешение на строительство в контексте части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ — это специальный документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, которые были установлены в градостроительном регламенте, проектах планировки территории и межевания. Разрешение на строительство дает право застройщику осуществлять возведение объекта, реконструкцию здания, за исключением ряда случаев, установленных прямо в Градостроительном кодексе РФ.

Часть 1 статьи 9.5 КоАП РФ предусматривает, что строительство или реконструкция объектов без соответствующего разрешения (если таковое необходимо) предполагает штраф для граждан от 2 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц, а также для ИП — от 20 до 50 тысяч рублей (для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица — еще возможно приостановление работы до 90 суток), для юрлиц — от 500 тысяч до миллиона или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение сроков информирования о начале строительства или неуведомление уполномоченных лиц — штраф для физлиц составляет 500–1000 рублей, для должностных лиц — от 10 до 30 тысяч, для ИП — от 10 до 40 тысяч, для юрлиц — от 100 до 300 тысяч рублей. Продолжение работ до составления акта об устранении нарушений — для физлиц составляет от 2 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 10 до 30 тысяч, для ИП — от 10 до 40 тысяч рублей, для юрлиц — от 50 до 100 тысяч или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод (за исключением случаев, когда такое разрешение не нужно) предусматривает штраф для граждан от 2 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц — от 20 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — от 500 тысяч до миллиона рублей.

Соблюдение срока давности — не более одного года с момента прекращения строительства. Этот аспект, указывает ВС РФ, является одним из самых значимых в данной категории дел. Отметим, что в судах придерживаются иной точки зрения при определении времени, в течение которого предусмотрено привлечение к ответственности — за отсчет берется не время окончания строительства, а время выявления нарушений компетентными контролирующими инстанциями (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.06.2022 № Ф03-2306/2022 по делу № А37-1564/2021 — «Срок давности привлечения к ответственности на момент рассмотрения дела не пропущен; поскольку данное правонарушение является длящимся, срок следует исчислять с момента обнаружения правонарушения, соответственно с момента проверки в ходе которой прокурор выявил правонарушение, то есть с 10.06.2021»1).

Для Цитирования:
М.Н. Семенов, Административная ответственность за строительство, осуществленное без разрешения со стороны органов местного самоуправления. Юрисконсульт в строительстве. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: