По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 796.011: 614 DOI:10.33920/med-05-1911-06

Адаптивное физическое воспитание детей с ментальной патологией в практике медицинской сестры

Федотова И. В. кандидат медицинских наук, доцент кафедры спортивной медицины ФГБОУ ВО ВГАФК Минздрава России
Скворцов В. В. доктор медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России 400066, г. Волгоград, пл. Павших борцов, д. 1 E-mail: vskvortsov1@ya.ru
Таможникова И. С. кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры спортивной медицины ФГБОУ ВО ВГАФК Минздрава России 400005, г. Волгоград, проспект им. В. И. Ленина, д. 78

Данное исследование посвящено разработке и внедрению в практику адаптивного физического воспитания диагностических и коррекционных методик в системе комплексной реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. С их помощью удается максимально оптимизировать процессы адаптации, обучения и развития детей в целом. Тщательный мониторинг позволяет максимально индивидуализировать процесс адаптации, подбирая программу реабилитационных мероприятий, отвечающих потребностям того или иного ребенка. Такой подход позволяет свести возможные ошибки в процессе реабилитации к минимуму, а также значительно повысить эффективность данных мероприятий. Метод социологического мониторинга позволяет контролировать эффективность реабилитационных мероприятий, своевременно вносить коррективы в процесс реабилитации, таким образом повышая его эффективность. Подход, рассмотренный в статье, является весьма универсальным средством контроля эффективности, так как данный метод контроля возможно использовать при реализации самых разных вариантов реабилитационных мероприятий, и он может быть полезен для врачей различных специализаций, в том числе специалистов общей практики.

Литература:

1. Венедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста: Метод. рекомендации. — СПб.: Детство-Пресс, 2010.

2. Герасименко О. А. Несколько слов к вопросу об интеграции / О. А. Герасименко, Р. П. Дименштейн // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. — 2000. — Вып. 3. — С. 5–21.

3. Левченко И. Ю. Многоуровневая модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья / И. Ю. Левченко, И. В. Евтушенко // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 6. — C. 45–48.

4. Нечаев В. С. «Реабилитация» и «абилитация» как критерии выбора медицинских реабилитационных мероприятий / В. С. Нечаев, З. А. Магомедова // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья, 2013. — Т. 1. — С. 155–157.

5. Поникарова В. Н. Диагностика школьной адаптации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья / В. Н. Поникарова, Т. В. Погорелова // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2015. — № 5. — C. 4–7.

6. Федотова И. В. Современные подходы в процессе адаптивного воспитания детей с хроническими заболеваниями опорно-двигательного аппарата / И. В. Федотова, И. С. Таможникова // Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Современные проблемы физического воспитания подрастающего поколения: перспективы и пути решения» ВГАФК, 2017. — С. 236–241.

7. Чепурышкин И. К вопросу о сущности понятия «абилитация» как педагогический феномен // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск: СибАК, 2010. — № 1. — Ч. IV. — С. 27–32.

8. Шипицына Л. М. Психолого-медико-педагогическая консультация: метод. рек. — СПб.: ДетствоПРЕСС, 2002. — 352 с.

9. Ширшина Н. В. Программа персонифицированного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Ширшина, И. С. Таможникова, И. В. Федотова // Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Современные проблемы физического воспитания подрастающего поколения: перспективы и пути решения» ВГАФК, 2017. — С. 227–231.

Своевременная комплексная диагностика, адекватно подобранные коррекционные методики, интегрированный, личностноориентированный подход к проблемам позволяет на сегодняшний день максимально скорректировать процесс адаптации детей с ментальной патологией, что предоставит ребенку возможность успешно развиваться, обучаться, адаптироваться в обществе сверстников и взрослых [2, 3, 6]. Разностороннее интегрированное мониторирование помогает специалистам избежать ошибок при определении отклонений, причин их возникновения, способствует грамотному отбору наиболее оптимальных, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка и особенностям его развития традиционных и нетрадиционных профилактических, коррекционно-развивающих методик (в том числе методов и средств адаптивного физического воспитания). Это позволяет не только скорректировать имеющиеся нарушения, но и обеспечить полноценное развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья при условии, что в диагностическом и коррекционном процессе будут объединены усилия всех специалистов [4, 7, 8].

Социологические методы и многочисленные опросники используются с целью контроля результатов социальной составляющей адаптации лиц несовершеннолетнего возраста с ограниченными возможностями здоровья к пос тоянно меняющимся фак торам внешней и внутренней среды [1, 3, 5]. В качестве диагностического инструментария на сегодняшний день в оценке процесса адаптивного физического воспитания детей с ментальной патологией в свете их приспособления к интегрированной среде взаимодействия широко используются следующие методики: определение ценностных ориентаций по М. Рокичу, диагностика коммуникативной толерантности по В. В. Бойко, экспресс-диагностика социальной изолированности Д. Рассела и М. Фергюсона, методика интерактивной направленности Н. Е. Щурковой в модификации Н. П. Фетискина, методика СЖО, Crumbaugh, Maholick в модификации Д. А. Леонтьева и др. [1, 3, 5].

Социологический мониторинг специалистами в сфере педагогики, медицины, социологии и (или) родителем, лицом, его замещающим, под руководством специалиста и врача общей практики обеспечит необходимый контроль за процессом коррекционных мероприятий детей с ограниченными возможностями здоровья [3, 7, 9]. Необходимо осуществление диагностики особенностей отношений ребенка к себе, своему состоянию, другим людям. Проведение социологического исследования позволит определить содержание процесса адаптивного физического воспитания и моделировать систему восстановительных мероприятий индивидуализированного характера, оговаривать особенности ее реализации.

Для Цитирования:
Федотова И. В., Скворцов В. В., Таможникова И. С., Адаптивное физическое воспитание детей с ментальной патологией в практике медицинской сестры. Медсестра. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: