Своевременная комплексная диагностика, адекватно подобранные коррекционные методики, интегрированный, личностноориентированный подход к проблемам позволяет на сегодняшний день максимально скорректировать процесс адаптации детей с ментальной патологией, что предоставит ребенку возможность успешно развиваться, обучаться, адаптироваться в обществе сверстников и взрослых [2, 3, 6]. Разностороннее интегрированное мониторирование помогает специалистам избежать ошибок при определении отклонений, причин их возникновения, способствует грамотному отбору наиболее оптимальных, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка и особенностям его развития традиционных и нетрадиционных профилактических, коррекционно-развивающих методик (в том числе методов и средств адаптивного физического воспитания). Это позволяет не только скорректировать имеющиеся нарушения, но и обеспечить полноценное развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья при условии, что в диагностическом и коррекционном процессе будут объединены усилия всех специалистов [4, 7, 8].
Социологические методы и многочисленные опросники используются с целью контроля результатов социальной составляющей адаптации лиц несовершеннолетнего возраста с ограниченными возможностями здоровья к пос тоянно меняющимся фак торам внешней и внутренней среды [1, 3, 5]. В качестве диагностического инструментария на сегодняшний день в оценке процесса адаптивного физического воспитания детей с ментальной патологией в свете их приспособления к интегрированной среде взаимодействия широко используются следующие методики: определение ценностных ориентаций по М. Рокичу, диагностика коммуникативной толерантности по В. В. Бойко, экспресс-диагностика социальной изолированности Д. Рассела и М. Фергюсона, методика интерактивной направленности Н. Е. Щурковой в модификации Н. П. Фетискина, методика СЖО, Crumbaugh, Maholick в модификации Д. А. Леонтьева и др. [1, 3, 5].
Социологический мониторинг специалистами в сфере педагогики, медицины, социологии и (или) родителем, лицом, его замещающим, под руководством специалиста и врача общей практики обеспечит необходимый контроль за процессом коррекционных мероприятий детей с ограниченными возможностями здоровья [3, 7, 9]. Необходимо осуществление диагностики особенностей отношений ребенка к себе, своему состоянию, другим людям. Проведение социологического исследования позволит определить содержание процесса адаптивного физического воспитания и моделировать систему восстановительных мероприятий индивидуализированного характера, оговаривать особенности ее реализации.