Каждый из нас хоть раз, но был в такой ситуации: легкое волнение накануне, собранность и подтянутость с утра, мимолетный взгляд в зеркало перед выходом из дома… «Порядок, я готов сделать нечто замечательное, и у меня все получится!» — с таким или почти с таким настроением появляется новый сотрудник в организации.
Уход нового сотрудника с работы, а тем более в адаптационный период, связан с несовпадением ожиданий и реальности. Чтобы избежать этого «рассогласования», необходимо уже на предварительном этапе как можно подробнее прояснить ожидания человека от новой работы и подробно рассказать ему, что от него требуется. Потом, несомненно, предусмотреть те самые мероприятия, которые и называются системой адаптации [4].
В процессе адаптации обычно выделяют четыре направления: профессиональное, психофизиологическое, социально-психическое и организационное [1]. Под профессиональной адаптацией обычно понимают дополнительное освоение профессиональных знаний и навыков, формирование профессионально необходимых качеств личности.
Под психофизиологической адаптацией — освоение физических и психических нагрузок, уровня монотонности труда, санитарно-гигиенических норм производственной обстановки, ритма труда, удобства рабочего места, уровня шума и освещения и др. Особую актуальность психофизиологическая адаптация имеет в крупных организациях, где используется сложная технология, и существует опасность получения производственных травм.
Под социально-психологической адаптацией понимают включение работников в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, системой ценностей. Особые сложности могут возникнуть у человека, привыкшего диктовать свои правила, так как ему будет сложно вписаться в сложившийся коллектив (рис. 1).
Новому сотруднику необходимо привыкнуть к рабочему коллективу и войти в состав формальных и неформальных групп [2].
Под организационной адаптацией принято понимать ознакомление с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в организационной структуре предприятия. Особенно часто проблемы организационной адаптации возникают у сотрудников, которые устраиваются на работу впервые [3]. У них нет опыта организационного поведения, что приводит к возникновению сложностей в общении с коллегами. Именно поэтому новый сотрудник не решается обратиться за помощью к коллегам.