По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Адаптация к условиям воспитания и обучения школьников и студентов с детским церебральным параличом в образовательных организациях (обзор литературы)

Шубочкина Е.И. ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия

Выполнен аналитический обзор по проблемам воспитания и обучения детей и подростков с детским церебральным параличом (ДЦП). Цель: изучение особенностей воспитания и адаптации школьников и студентов с ДЦП в образовательных организациях. Показаны причины появления ДЦП и его распространенность. Оценивалась эффективность медико-социальной реабилитации и оптимальные периоды для реабилитации различных функций. Изучены особенности семей с детьми с ДЦП. Показаны нарушения коммуникации, низкая двигательная активность детей и подростков с ДЦП. Оценены потребности в специалистах для адаптации детей в образовательных организациях: социальные работники, реабилитологи, дефектологи, психологи, социальные педагоги. Показаны проблемы детей и подростков с ДЦП в разных условиях обучения. Указаны потребности в обеспечении образовательных организаций при обучении детей с ДЦП. Рассмотрены особенности профессиональной ориентации подростков с ДЦП и возможности трудоустройства.

Литература:

1. Рахимова К. Э., Омонова У. Т., Нурматова Ш. О. Детский церебральный паралич — современный взгляд к патогенезу заболевания. Новый день в медицине. 2019; 3 (27): 10–13.

2. Рахметова Б. Л., Сулейменова, Р. К., Габдуллина А. Ж. Оценка эффективности медико-социальной реабилитации детей-инвалидов с детским церебральным параличом студентами медицинского вуза. В сборнике: Современные медицинские исследования. Сборник статей XIX Международной научной медицинской конференции. 2018: 14–18.

3. Ткаченко Е. С. Медико-социальный портрет семей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом. Казанский медицинский журнал. 2017; 98 (6): 1040–1043.

4. Артемьева В. Д., Мячина Е. К. К вопросу о проблеме родительского отношения отцов к детям с детским церебральным параличом. В сборнике: Познание и деятельность: от прошлого к настоящему. Материалы III Всероссийской научной конференции. Омск, 2021: 49–51.

5. Тукинова А. Р. Социализация как одна из реабилитационных структур при детском церебральном параличе. В сборнике: Молодежь в науке: Новые аргументы. Сборник научных работ IV Международной молодежной научной конференции / отв. ред. А. В. Горбенко. 2018: 58–60.

6. Schiariti V, Oberlander T. F. Evaluating pain in cerebral palsy: comparing assessment tools using the International Classifi cation of Functioning, Disability and Health. Disabil Rehabil. 2019; 41 (22): 2622–2629. DOI: 10.1080/09638288.2018.1472818

7. Faccioli S, Sassi S, Ferrari A. et all. Hip subluxation in Italian cerebral palsy children and its determinants: a retrospective cohort study. Int J Rehabil Res. 2022 Dec 1; 45 (4): 319–328. DOI: 10.1097/MRR.0000000000000545

8. Faccioli S, Sassi S, Ferrari A et all. Prevalence and determinants of hip pain in non-ambulatory cerebral palsy children: a retrospective cohort study. Eur J Phys Rehabil Med. 2023; 59 (1): 32–41. DOI: 10.23736/ S1973–9087.22.07725–5

9. Колчина А. Г. Роль психолога-медиатора в формировании родительской позиции, воспитывающих детей с детским церебральным параличом. В сборнике: Медиация в семейном конфликте. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. 2018: 45–49.

10. Белоусова К. Д., Викторова О. Е. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом. Перспективы развития науки в современном мире: материалы Международной (заочной) конференции / под общ. ред. А. И. Вострецова. 2018: 528–533.

11. Chien Ch, Rodger S, Copley J. Development and Psychometric Evaluation of a New Measure for Children’s Participation in Hand-Use Life ituations. Arch Phys Med Rehabil. 2015; 96 (6): 1045–55. DOI: 10.1016/j.apmr.2014.11.013

12. Поршнева В. С., Шеверева Т. В. Коммуникативные возможности детей с детским церебральным параличом. Академическая публицистика. 2021; 1: 298–300.

13. Mei C., Reilly S., Reddihough D. et al. Activities and participation of children with cerebral palsy: parent perspectives Disabil Rehabil. 2015; 37 (23): 2164–73. DOI: 10.3109/09638288.2014.999164

14. Терлецкая О. В., Крылова А. С. Особенности изучения коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Специальное образование. 2018; 3: 84–94.

15. Давыдов А. Т., Бутко Д. Ю., Даниленко Л. А., Артамонова М. В. Опыт диагностики и реабилитации подростков с детским церебральным параличом при нарушении психических функций. Детская медицина Северо-запада. 2021; 9 (1): 118–119.

16. Арутюнян. М. Р. К проблеме доступности и эффективности реабилитационных программ для лиц с инвалидностью в Армении. Актуальные научные исследования в современном мире. 2017: 14–16.

17. Гилев Г. А., Яловенко С. В., Чернов Ю. И., Шамгуллина В. Р. Повышение устойчивости внимания при развитии двигательной подготовленности у детей с детским церебральным параличом. Наука и спорт: современные тенденции. 2018; 18 (1): 44–49.

18. Воробьева Т. Г. Оценка функционального состояния организма детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата.Тенденции развития науки и образования. 2020; 59 (1): 15–18. DOI: 10.18411/ lj-03-2020-03

19. Филатова Е. А., Ковалева О. Л., Кулабухова М. А., Руденко Е. В. К вопросу о развитии творческой активности у детей с ДЦП в системе психолого-педагогической реабилитации. Сборник «Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход». VII Всероссийская конференция с международным участием. 23–25 ноября 2017: 327–332.

20. Тастан Т. Р., Шликбаева Б. А., Абдилманова Э. Н. Основные направления психосоциальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник «Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход». VII Всероссийская конференция с международным участием. 23–25 ноября 2017 года. 2017: 317–321.

21. Рычкова Л. С., Смирнова Т. А., Конева О. Б. и др. Теоретические и практические аспекты социальной реабилитации детей детским церебральным параличом. Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2018; 3 (1): 25–29.

22. Давыдова М. В., Бутурлакина Е. В., Войчишина А. В. Психологические особенности эмоциональных проявлений при детском церебральном параличе. Центральный научный вестник. 2019; 4 (71): 8–10.

23. Оганесян М. А. Особенности формирования личности у подростков с детским церебральным параличом. Наукосфера. 2020; 5: 14–17.

24. Михайлова Е. Н. Социальная адаптация обучающихся с детским церебральным параличом в процессе психолого-педагогического сопровождения. В сборнике: Мир детства и образование: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. 2020: 48–53.

25. Петрова И. Н., Склярова А. А. Особенности адаптивного физического воспитания детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. Статья в сборнике трудов конференции «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт». 2018: 153–157.

26. Шубаева Г. С., Нуржавова А. А. Самооценка физического развития детей с церебральным параличом. Международный научно-исследовательский журнал 2018; 12 (78). DOI: 10.23670/IRJ.2018;78.12.075

27. Takken Tim Chronic Diseases, Exercise, and Physical Activity in Childhood: 2016 in Review. Pediatr Exerc Sci. 2017; 29 (1): 57–59. DOI: 10.1123/pes.2017–0001

28. Shields N., Synno A. Perceived barriers and facilitators to participation in physical activity for children with disability: a qualitative study BMC Pediatr. 2016; 16–19. DOI: 10.1186/s12887-016-0544-7

29. Меркулов А. В., Текучева А. А., Махновская Н. В Использование современных технологий в комплексной реабилитации старших школьников с детским церебральным параличом в Ставропольском крае. Вопросы педагогики. 2022; 1 (1): 191–194.

30. Гусейнова А. А. Комплексная помощь ребенку с церебральным параличом и его семье. Коррекционная педагогика: теория и практика. 2018; 2 (76): 74–76.

31. Шевелева Д. Е. Дошкольная инклюзия для детей с детским церебральным параличом. Коррекционно-педагогическое образование. 2020; 4 (24): 28–42.

32. Болдырева В. Э., Якунькина В. И. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. В сборнике: Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей III Международной научно-практической конференции. В 2-х частях / отв. ред. Г. Ю. Гуляев. 2018: 130–132.

33. Валиулина В. Р., Колобова И. К. Возможности обучения детей с детским церебральным параличом в классах инклюзивной направленности. Перо науки. 2020; 22: 11–15.

34. Павлова О. С. Исследование специфики отношения к дефекту у подростков с детским церебральным параличом. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016; 20: 61–65.

35. Дунина С. С. Особенности профилактики агрессии у подростков с детским церебральным параличом. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019; 2: 193–199. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-23

36. Николаева И. В. Копинг поведение и механизмы психологической защиты подростков с двигательными нарушениями. Auditorium. 2019; 2 (22): 186–188.

37. Малинина И. А. Факторы успешности обучающихся с детским церебральным параличом при освоении общеобразовательных программ. Человек и образование. 2022; 3: 78–85. DOI: 10.54884/ S181570410023060–1

38. Григорова З. Н, Андреева К. Н. Особенности профессионального самоопределения подростков с детским церебральным параличом. Детская медицина Северо-Запада. 2018; 7 (1): 92.

39. Пахомова Е. П. Профориентация лиц с детским церебральным параличом. В сборнике: Актуальные проблемы профориентологии на современном этапе развития общества: материалы международной научно-практической конференции. 2018: 158–163.

40. Богданова Д. И., Малушко О. А. Особенности ДЦП у студентов. Физическая культура в реабилитации ДЦП. В сборнике: физическая культура и спорт в системе высшего образования: материалы V Международной научно-методической конференции. 2017: 24–27

41. Вязова Н. В., Мелехова В. М. Социокультурная реабилитация студентов с детским церебральным параличом методом библиотерапии с учетом особенностей личностного развития. Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2021; 3–4 (63): 155–164. DOI: 10.51944/2072-2516_2021_3-4_155

42. Белоусова Н. Ю. Организация внеучебной профессионально-направленной деятельности обучающихся с церебральным параличом в профессиональном образовательном учреждении. В сборнике: педагогика XXI века: стандарты и практики: материалы международной научно-практической конференции в 2 частях. 2016: 211–217.

43. Noten S, Selb M., Troenosemito L. et all. ICF Core Sets for the assessment of functioning of adults with cerebral palsy. Dev Med Child Neurol. 2022; 64 (5): 569–577. DOI: 10.1111/dmcn.15104.

44. Богданович Г. Н. Особенности социализации людей с диагнозом «детский церебральный паралич». Учитель Алтая. Научно-педагогический журнал. 2020; 3 (4): 77–88.

Детский церебральный паралич (ДЦП) характеризуется двигательными нарушениями разной степени выраженности, может сопровождаться интеллектуальными и психоэмоциональными расстройствами, нарушением речи и коммуникации. Заболеваемость ДЦП составляет 2,5 случая на 1000 новорожденных. В структуре детской инвалидности ДЦП занимает от 30 до 70 % и заслуживает пристального внимания. Факторы риска: генетические факторы, внутриутробные инфекции, угроза выкидышей, кровотечения, отслойка плаценты, возраст матери более 35 лет, ожирение и другие. До 50 % случаев ДЦП не имеют установленной этиологии, большое значение придается генетическим факторам. Есть доказательства влияния вирусов на плод, способствующие риску развития ДЦП [1]. На фоне распространенности заболевания важно изучить процесс адаптации таких детей и подростков к условиям воспитания и обучения.

Цель обзора — изучить особенности воспитания и адаптации школьников и студентов с детским церебральным параличом в образовательных организациях, профориентацию и возможности трудоустройства.

Выполнен обзор научных исследований, собранных с использованием порталов Elibrary и PuBmed. При информационном поиске использовались ключевые слова: детский церебральный паралич, реабилитация, психологические и физические особенности, образовательные организации. Всего просмотрено 540 источников, в статье использовано 44, из них 8 иностранных, опубликованных с 2014 по 2023 г.

Оценена эффективность медико-социальной реабилитации детей-инвалидов с ДЦП. Улучшение двигательных функций более эффективно у детей школьного возраста, коррекция психологического развития у дошкольников, речь у детей 3–5 лет. Современным требованиям отвечает комплексная реабилитация [2]. Опрос родителей, имеющих детей с ДЦП, показал, что в 77 % случаев ребенок воспитывался в полной семье, в 50 % семей после установления ребенку диагноза ДЦП происходило ухудшение семейного микроклимата и материального положения из-за ухода матери с работы. Большинство семей не имело жилья, адаптированного к дефектам ребенка [3]. У детей были более доверительные отношения с матерью, чем с отцом. Часто отцы уходят из семьи, где родился особый ребенок. Если они остаются, то работают и меньше контактируют с ребенком [4]. Семья после рождения ребенка с ДЦП становится более закрытой, изолированной и ребенок тоже. Медицинский персонал сообщал, что при контактах с семьей видели изоляцию ребенка от общества, неадекватное отношение к ребенку, сложности с ориентацией в этой ситуации, некоммуникабельность. Из-за этого родители мало знают об услугах, на которые имеет право ребенок [5].

Для Цитирования:
Шубочкина Е.И., Адаптация к условиям воспитания и обучения школьников и студентов с детским церебральным параличом в образовательных организациях (обзор литературы). Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: