Детский церебральный паралич (ДЦП) характеризуется двигательными нарушениями разной степени выраженности, может сопровождаться интеллектуальными и психоэмоциональными расстройствами, нарушением речи и коммуникации. Заболеваемость ДЦП составляет 2,5 случая на 1000 новорожденных. В структуре детской инвалидности ДЦП занимает от 30 до 70 % и заслуживает пристального внимания. Факторы риска: генетические факторы, внутриутробные инфекции, угроза выкидышей, кровотечения, отслойка плаценты, возраст матери более 35 лет, ожирение и другие. До 50 % случаев ДЦП не имеют установленной этиологии, большое значение придается генетическим факторам. Есть доказательства влияния вирусов на плод, способствующие риску развития ДЦП [1]. На фоне распространенности заболевания важно изучить процесс адаптации таких детей и подростков к условиям воспитания и обучения.
Цель обзора — изучить особенности воспитания и адаптации школьников и студентов с детским церебральным параличом в образовательных организациях, профориентацию и возможности трудоустройства.
Выполнен обзор научных исследований, собранных с использованием порталов Elibrary и PuBmed. При информационном поиске использовались ключевые слова: детский церебральный паралич, реабилитация, психологические и физические особенности, образовательные организации. Всего просмотрено 540 источников, в статье использовано 44, из них 8 иностранных, опубликованных с 2014 по 2023 г.
Оценена эффективность медико-социальной реабилитации детей-инвалидов с ДЦП. Улучшение двигательных функций более эффективно у детей школьного возраста, коррекция психологического развития у дошкольников, речь у детей 3–5 лет. Современным требованиям отвечает комплексная реабилитация [2]. Опрос родителей, имеющих детей с ДЦП, показал, что в 77 % случаев ребенок воспитывался в полной семье, в 50 % семей после установления ребенку диагноза ДЦП происходило ухудшение семейного микроклимата и материального положения из-за ухода матери с работы. Большинство семей не имело жилья, адаптированного к дефектам ребенка [3]. У детей были более доверительные отношения с матерью, чем с отцом. Часто отцы уходят из семьи, где родился особый ребенок. Если они остаются, то работают и меньше контактируют с ребенком [4]. Семья после рождения ребенка с ДЦП становится более закрытой, изолированной и ребенок тоже. Медицинский персонал сообщал, что при контактах с семьей видели изоляцию ребенка от общества, неадекватное отношение к ребенку, сложности с ориентацией в этой ситуации, некоммуникабельность. Из-за этого родители мало знают об услугах, на которые имеет право ребенок [5].