В современных условиях социальноэкономического развития российского общества, вопросы эффективности управления занимают лидирующие позиции. Как сегодня бизнесу оперативно реагировать на вызовы современности? Каким образом осуществлять бизнес-процессы с минимальными затратами всех ресурсов? Одним из ответов на поставленные вопросы является исследование темы адаптации новых сотрудников в компании. Не секрет, что именно на данном этапе вхождения работника, компании несут потери многих ресурсов. Особенно это актуально, если в организацию приходят иностранные работники.
В рамках данной статьи рассмотрим вопросы социально-психологической адаптации иностранных работников в российских компаниях и начнем с того, что миграционная активность носит двойственный характер. С одной стороны, приводит к обеспечению кадрами многие сферы деятельности, что в свою очередь является мощным фактором для развития компаний и решения проблем трудовой занятости. Статистические данные свидетельствуют о том, что в последние годы растет численность на промышленных предприятиях высококвалифицированных специалистов — иностранных граждан или лиц без гражданства, получивших разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (на уровне обыденного сознания — трудовые мигранты).
С другой стороны, в отчетах криминологов можно увидеть тревожные факты о миграции. По мнению специалистов, одной из наиболее уязвимых социальных групп в отношении вовлечения в противоправную деятельность, являются иммигранты, подавляющее большинство из которых — это люди молодого и среднего возраста [7]. Одной из главных причин формирования девиантных форм поведения у иммигрантов является социально-культурная дезадаптация. Создание социальных, культурных и иных условий для обеспечения эффективной адаптации трудовых мигрантов, является одной из актуальных государственных задач на всех уровнях управления — федеральном, территориальном, муниципальном, отраслевом. Так, согласно п. п. «a» п. 2 ст. 21 Федерального закона от 06. 10. 1999 № 184-ФЗ (в ред. от 11.07.2011 № 192-ФЗ) «Об общих принципах организации законодательных (представительских) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган осуществляет в пределах своих полномочий ряд мер, в том числе по обеспечению социальной и культурной адаптации мигрантов. Аналогичная норма содержатся и в ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др. Деятельность администрации и кадровых служб предприятий по созданию условий для обеспечения эффективной производственной адаптации (неотъемлемыми компонентами которой являются социальная и культурная адаптация) персонала (в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства) регулируется локальными нормативно-правовыми актами (например, Положением об адаптации персонала и др.). Актуальность изучения адаптации трудовых мигрантов обусловлена практической значимостью и недостаточной изученностью социально-психологических механизмов данного процесса [4].