Представим, что уже в конце текущего года в России появится прорывная технология, способная в несколько раз увеличить уровень цифровизации в компаниях. Как отреагирует рынок на такой, казалось, бы позитивный вызов? Ответ на этот вопрос мы отчасти получили еще в 2020 году, когда мир накрыли внезапные пандемийные ограничения и всеобщая неопределенность. Ведь любая прорывная технология, как правило, стихийна и содержит в себе множество неизвестных. Несколько месяцев мы наблюдали, как компании занимали выжидательную позицию, приостанавливали проекты, замораживали бюджеты и даже сокращали целые штаты сотрудников в попытке сформировать иллюзорную подушку безопасности. А в то же самое время появился огромный незаполненный пласт рынка электронной коммерции (e-commerce), занять который смогли те компании, которые быстро перестроили свою работу и адаптировались к новым рыночным условиям.
Понятие «кризис» в современных реалиях весьма условное. Существуют события предсказуемые и непредсказуемые. И чем более короткий у компании интервал реагирования на последние, тем больше шансов для адаптации с минимальными потерями. По большому счету бизнес никогда не развивался в спокойных «тепличных» условиях. Возьмем, например, сферу международных грузоперевозок, где практически ежедневно происходят непредсказуемые изменения — от внезапных запретов на транзит через ту или иную страну до новых законодательных норм. И компании данной сферы вполне успешно функционируют в таком режиме неопределенности долгие годы, постоянно перестраивают процессы, и что особенно важно — делают это по заранее подготовленным алгоритмам, согласованному процессу управления изменениями, пусть даже в режиме реагирования.
Тем не менее большинство отечественных предприятий с трудом успевают за стремительным развитием событий, часто с опозданием в несколько месяцев, ведь российская бизнес-модель выстраивалась стихийно и сформировалась исторически в негибкую конструкцию. Наглядный пример, когда из одной крупной компании уволилось большое количество людей, потому что за время пандемии они привыкли к другой парадигме жизни, а работодатель настоял на работе из офиса. Конечно же, это создало для бизнеса определенные сложности, в том числе дополнительные затраты на поиск и адаптацию новых сотрудников, а процессы тем временем простаивали. Но ведь долгосрочность тренда удаленного формата работы была вполне предсказуема! Более того, пандемия вынудила компании адаптироваться к нему буквально на ходу, с чем 90 % российского бизнеса успешно справилось. Зачем возвращаться к старой модели, когда новая и, зачастую, даже более эффективная с точки зрения производительности уже прижилась во всем мире?