По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.02:5; 069.02:502

Ачехский музей цунами: пространство памяти, образования и противостояния стихии

Никонова Л.М. кандидат исторических наук, г. Москва

В статье рассматривается архитектурная, мемориальная и образовательная значимость Музея цунами в Банда-Ачехе, Индонезия. Описывается его роль как центра памяти о катастрофе 2004 года, образовательной платформы и потенциального пункта эвакуации при повторном стихийном бедствии. Приведён анализ экспозиционного наполнения и архитектурного образа музея как отражения культурной идентичности региона.

Литература:

1. Munandar, A.A., Perdana, A., Rahayu, A., & Gultom, A.M. (2011). Sejarah Permuseuman di Indonesia [История музейного дела в Индонезии].

2. Asmara, D. (2019). Peran Museum dalam Pembelajaran Sejarah [Роль музея в обучении истории]. Kaganga: Jurnal Pendidikan Sejarah dan Riset Sosial-Humaniora, 2(1), 10–20. IPM2KPE.

3. Ghunadi, G., & Fatimah, D. (2021). Tinjauan Pencahayaan Buatan Dalam Membangun Suasana Ruang Pada Pameran Tematik [Обзор искусственного освещения в формировании атмосферы выставочного пространства]. Divagatra, 1. Получено с: https://ojs.unikom.ac.id/index.php/divagatra

4. Goestien, C.S., Ratri, D., & Wibisono, A. (2023). Pengaruh Elemen Visual pada Ruang Mini Museum Atsiri Sarinah Jakarta terhadap Pengalaman Pengunjung [Влияние визуальных элементов на восприятие мини-музея Atsiri Sarinah в Джакарте]. Jurnal Pengetahuan & Perancangan Desain Interior, 11.

5. Hidjaz, T. (2004). Terbentuknya Citra dalam Konteks Suasana Ruang [Формирование образа в контексте атмосферы пространства]. Получено с: http://puslit.petra.ac.id/journals/interior/

6. Ihansunrise. (2014). Filosofi Museum Tsunami Aceh [Философия Музея цунами Ачеха]. Steemit.com.

7. Iqbal, R. (2017). Museum Bencana Tsunami [Музей катастрофы цунами]. IDNtimes.com.

8. Limantara, O. (2017a). Pengaruh Interior Terhadap Perilaku Pengunjung Museum House Of Sampoerna Surabaya [Влияние интерьера на поведение посетителей Музея House of Sampoerna в Сурабае]. Intra, 5(2), 811–819.

9. Maulana, Y. (2021). Museum Tsunami Aceh: Pengingat Tragedi dan Simbol Kebangkitan Tanah Rencong [Музей цунами Ачех: Напоминание о трагедии и символ возрождения земли Ренчонг]. Detik.com.

10. Michico, R.N. (2016). Tak Lelah Kenang Sejarah Tragedi di Museum Tsunami Aceh [Неустанно вспоминая трагедию в Музее цунами Ачеха]. News.detik.com.

11. Museum Tsunami Gelar Pameran Tematik «The Animal Instinct» [Музей цунами организует тематическую выставку «Животный инстинкт»]. (2022). Получено с: disbudpar.acehprov.go.id.

12. Museum Tsunami Aceh, Tempat Belajar dan Mengenang [Музей цунами Ачеха — место для изучения и памяти]. (2014). Kompas.com.

13. Mutia, R. (2020). Merenung di Museum Tsunami Aceh [Размышления в Музее цунами Ачеха]. Sumatra.bisnis.com.

14. Pribadi, T.S., Widihardjo, W., Desain, M., Rupa, S., & Desain, D. (2015). [Название не указано]. [Влияние пространственного дизайна на восприятие].

Музей цунами в Банда-Ачехе был создан с целью расширения культурно-туристических маршрутов региона и закрепления в общественном сознании памяти о трагических событиях землетрясения и последующего цунами, произошедших в декабре 2004 года. Расположенный на улице Султана Искандара Муда, напротив исторического пространства Бланг Паданг, музей был торжественно открыт в феврале 2008 года.

Основная цель создания музея — увековечение памяти о жертвах катастрофы 2004 года. Помимо мемориальной функции, музей выполняет роль центра по информированию и обучению населения в вопросах безопасности при стихийных бедствиях, а также может быть использован как эвакуационный пункт в случае повторного цунами.

Проект музея разработан индонезийским архитектором и преподавателем Бандунгского технологического института (ITB) М. Ридваном Камилем. Архитектурное решение под названием Rumoh Aceh as Escape Hill основано на форме традиционного ачехского дома на сваях — Rumoh Aceh. Общий бюджет строительства составил около 70 миллиардов индонезийских рупий. Комплекс включает два основных этажа, каждый из которых выполняет определённые функции.

Первый этаж музея, открытый для свободного обзора с улицы, отведён под мемориальное пространство. Здесь размещены экспозиции, посвящённые хронологии событий: от дореволюционного состояния до последствий катастрофы. Посетителям представлены фотографии, артефакты, диорамы, в том числе масштабная инсталляция рыбацкой лодки, захваченной волной, и модели корабля PLTD Apung, выброшенного на сушу в районе Пунге Бланг Кут.

Второй этаж музея ориентирован на образовательные функции: здесь расположены библиотека, зал с демонстрационными макетами и моделями, зал 4D (четырёхмерный кинотеатр), а также магазин сувениров. Среди экспонатов — модели сейсмостойких зданий и диаграммы тектонических разломов.

Экстерьер музея насыщен декоративными элементами, символизирующими культурное многообразие Ачеха. Прозрачные орнаменты напоминают традиционные плетения из бамбука. Форма здания, напоминающая корабль с маяком, отсылает к идее спасения. В оформлении интерьера преобладают элементы, способствующие рефлексии, погружая посетителей в атмосферу трагедии, одновременно пробуждая чувство смирения и веры.

Для Цитирования:
Никонова Л.М., Ачехский музей цунами: пространство памяти, образования и противостояния стихии. Музей. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: