Музей цунами в Банда-Ачехе был создан с целью расширения культурно-туристических маршрутов региона и закрепления в общественном сознании памяти о трагических событиях землетрясения и последующего цунами, произошедших в декабре 2004 года. Расположенный на улице Султана Искандара Муда, напротив исторического пространства Бланг Паданг, музей был торжественно открыт в феврале 2008 года.
Основная цель создания музея — увековечение памяти о жертвах катастрофы 2004 года. Помимо мемориальной функции, музей выполняет роль центра по информированию и обучению населения в вопросах безопасности при стихийных бедствиях, а также может быть использован как эвакуационный пункт в случае повторного цунами.
Проект музея разработан индонезийским архитектором и преподавателем Бандунгского технологического института (ITB) М. Ридваном Камилем. Архитектурное решение под названием Rumoh Aceh as Escape Hill основано на форме традиционного ачехского дома на сваях — Rumoh Aceh. Общий бюджет строительства составил около 70 миллиардов индонезийских рупий. Комплекс включает два основных этажа, каждый из которых выполняет определённые функции.
Первый этаж музея, открытый для свободного обзора с улицы, отведён под мемориальное пространство. Здесь размещены экспозиции, посвящённые хронологии событий: от дореволюционного состояния до последствий катастрофы. Посетителям представлены фотографии, артефакты, диорамы, в том числе масштабная инсталляция рыбацкой лодки, захваченной волной, и модели корабля PLTD Apung, выброшенного на сушу в районе Пунге Бланг Кут.
Второй этаж музея ориентирован на образовательные функции: здесь расположены библиотека, зал с демонстрационными макетами и моделями, зал 4D (четырёхмерный кинотеатр), а также магазин сувениров. Среди экспонатов — модели сейсмостойких зданий и диаграммы тектонических разломов.
Экстерьер музея насыщен декоративными элементами, символизирующими культурное многообразие Ачеха. Прозрачные орнаменты напоминают традиционные плетения из бамбука. Форма здания, напоминающая корабль с маяком, отсылает к идее спасения. В оформлении интерьера преобладают элементы, способствующие рефлексии, погружая посетителей в атмосферу трагедии, одновременно пробуждая чувство смирения и веры.