По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 327.2 DOI:10.33920/nik-01-2309-01

Абсорбция капиталом антикапиталистического дискурса в условиях общества потребления

Ильин Алексей Николаевич* ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», Россия, 644043, г. Омск, ул. Партизанская, д. 4а, ауд. 117, E-mail: ilin1983@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-1090-3636

Статья посвящена способности капитала нейтрализовать антикапиталистический и антипотребительский дискурс. Наблюдается следующего рода парадокс: реклама манипулирует, но при этом стремится апеллировать к духовным интенциям, стандартизирует и при этом предлагает подчеркнуть индивидуальность. То, что некогда признавалось стоящим в оппозиции к ценностям потребления, превращается не просто в слабый по своему идейному воздействию барьер для распространения потребительской культуры, а, наоборот, в богатый материал для коммерции и рекламного дискурса. В статье анализируется абсорбция, коснувшаяся образа Че Гевары и антикапиталистически настроенных молодежных субкультур. Коммерциализация охватывает атрибутику одежды протестных сообществ. Даже дискурс, направленный против рекламы, захватывается сетями потребления и коммодифицируется. Происходит явление капитализации протеста против капитализма, консюмеризации бунта против консюмеризма. Научная рациональность, интегрируясь капиталом, встает на службу коммерции и находит новые методы иррациональной манипуляции сознанием и абсорбции протестного дискурса.

Литература:

1. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности / Пер с фр.; под. ред. О. Никифорова и П. Хицкого. — М.: Логос, 2004. — 288 с.

2. Барт Р. Лекция / Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс; Универс, 1989. — С. 545–569.

3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой; послесл. А. Филиппова. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 384 с.

4. Бодрийяр Ж. Фатальные стратегии / Пер. с фр. А. Качалова; науч. ред. текста к. ф. н. Д. Дамте. — М.: РИПОЛ классик, 2018. — 288 с.

5. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Пер. с англ. П.М. Кудюкина; под общ. ред. канд. полит. наук Б.Ю. Кагарлицкого. — СПб.: Университетская книга, 2001. — 416 с.

6. Ванейгем Р. Письмо моим детям и детям грядущего мира. — М.: Гилея, 2015. — 116 с.

7. Гевара К., Ясинский О. «Нужно просветить рентгеном советский опыт» // ЛIВА [Электронный ресурс]. — URL: http://liva.com.ua/guevara-camilo.html (дата обращения: 04.09.2022).

8. Джеймисон Ф. Марксизм и интерпретация культуры / Пер. с англ. — М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2014. — 414 с.

9. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма / Пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. А. Олейникова. — М.: Изд-во Института Гайдара, 2019. — 808 с.

10. Жижек С., Руда Ф., Хамза А. Читать Маркса / Пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. С. Щукиной; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 176 с.

11. Ильин А.Н. Спекуляция рекламы на антипотребительском дискурсе // Состояние и перспективы развития научных исследований в социальной, экономической и правовой сфере: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. — Тверь: ЦНиОТ, 2015. — С. 94–101.

12. Ильин А.Н. Способность консьюмеризма абсорбировать антиконсьюмеристский идеологический контент // Политические исследования. — 2017. — № 3. — С. 92–104.

13. Кагарлицкий Б.Ю. Восстание среднего класса. — М.: Алгоритм, 2012. — 224 с.

14. Климов Ю.М. Поколение кризиса или кризис поколения? — М.: Мысль, 1988. — 267 с.

15. Кляйн Н. NO LOGO: Люди против брендов. — М.: Добрая книга, 2003. — 624 с.

16. Кляйн Н. Заборы и окна: Хроники антиглобализационного движения / Пер. с англ. — М.: Добрая книга, 2005. — 304 с.

17. Ленин В.И. Государство и революция / В.И. Ленин. Государство и революция. — М.: АСТ, 2020. — С. 251–390.

18. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. — М.: Политиздат, 1979. — 63 с.

19. Маркузе Г. Одномерный человек. — М.: REFL-book, 1994. — 368 с.

20. Пелевин В. Generation «П». — М.: Вагриус, 1999. — 300 с.

21. Пелевин В.О. Бэтман Аполло. — М.: Эксмо, 2013. — 512 с.

22. Стариков Н. Ненависть. Хроники русофобии. — СПб.: Питер, 2018. — 352 с.

23. Тарасов А. 44 года войны ЦРУ против Че Гевары // Скепсис [Электронный ресурс]. — URL: http://scepsis.net/library/id_539.html (дата обращения: 06.07.2022).

24. Хобсбаум Э. Революция и секс // Скепсис [Электронный ресурс]. — URL: http:// scepsis.net/library/id_2613.html (дата обращения: 08.07.2022).

1. Balibar E., Vallerstajn I. Rasa, naciya, klass. Dvusmy`slenny`e identichnosti. — M.: Logos, 2004. — 288 p.

2. Bart R. Lekciya // Bart R. Izbranny`e raboty`. Semiotika. Poetika. — M.: Progress; Univers, 1989. — P. 545–569.

3. Bek U. Obshhestvo riska. Na puti k drugomu modernu / Per. s nem. V. Sedel`nika i N. Fedorovoj; Poslesl. A. Filippova. — M.: Progress-Tradiciya, 2000. — 384 p.

4. Bodrijyar Zh. Fatal`ny`e strategii. — M.: RIPOL klassik, 2018. — 288 p.

5. Vallerstajn I. Analiz mirovy`x sistem i situaciya v sovremennom mire. — SPb.: Universitetskaya kniga, 2001. — 416 p.

6. Vanejgem R. Pis`mo moim detyam i detyam gryadushhego mira. — M.: Gileya, 2015. — 116 p.

7. Gevara K., Yasinskij O. «Nuzhno prosvetit` rentgenom sovetskij opy`t» [Elektronnyj resurs] // LIVA. URL: http://liva.com.ua/guevara-camilo.html.

8. Dzhejmison F. Marksizm i interpretaciya kul`tury`. — M.; Ekaterinburg: Kabinetny`j ucheny`j, 2014. — 414 p.

9. Dzhejmison F. Postmodernizm, ili Kul`turnaya logika pozdnego kapitalizma. — M.: Izd-vo Instituta Gajdara, 2019. — 808 p.

10. Zhizhek S., Ruda F., Xamza A. Chitat` Marksa / per. s angl. D. Kralechkina; pod nauch. red. S. Shhukinoj; Nacz. issled. un-t «Vy`sshaya shkola ekonomiki». — M.: Izd. dom Vy`sshej shkoly` e`konomiki, 2019. — 176 p.

11. Il`in A.N. Spekulyaciya reklamy` na antipotrebitel`skom diskurse // Sostoyanie i perspektivy` razvitiya nauchny`x issledovanij v social`noj, ekonomicheskoj i pravovoj sfere: Sbornik nauchny`x statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Elektronny`j resurs]. — Tver`: CzNiOT, 2015. — P. 94–101.

12. Il`in A.N. Sposobnost` kons`yumerizma absorbirovat` antikons`yumeristskij ideologicheskij kontent // Politicheskie issledovaniya. — 2017. — № 3. — P. 92–104.

13. Kagarliczkij B.Yu. Vosstanie srednego klassa. — M.: Algoritm, 2012. — 224 p.

14. Klimov Yu.M. Pokolenie krizisa ili krizis pokoleniya? — M.: My`sl`, 1988. — 267 p.

15. Klyajn N. NO LOGO: Lyudi protiv brendov. — M.: Dobraya kniga, 2003. — 624 p.

16. Klyajn N. Zabory` i okna: Xroniki antiglobalizacionnogo dvizheniya / per. s angl. — M.: Dobraya kniga, 2005. — 304 p.

17. Lenin V.I. Gosudarstvo i revolyuciya // Lenin V.I. Gosudarstvo i revolyuciya. — M.: Izdatel`stvo AST, 2020. — P. 251–390.

18. Marks K., E`ngel`s F. Manifest kommunisticheskoj partii. — M.: Politizdat, 1979. — 63 p.

19. Markuze G. Odnomerny`j chelovek. — M.: REFL-book, 1994. — 368 p.

20. Pelevin V. Generation «P». — M.: Vagrius, 1999. — 300 p.

21. Pelevin V.O. Batman Apollo. — M.: E`ksmo, 2013. — 512 p.

22. Starikov N. Nenavist`. Xroniki rusofobii. — SPb.: Piter, 2018. — 352 p.

23. Tarasov A. 44 goda vojny` CzRU protiv Che Gevary` [Elektronnyj resurs] // Skepsis. URL: http://scepsis.net/library/id_539.html.

24. Hobsbaum E`. Revolyuciya i seks [Elektronnyj resurs] // Skepsis. URL: http://scepsis.net/library/id_2613.html.

* Сайт автора: http://ilinalexey.ru/.

Статья поступила 18.06.2023.

Культуру современного капиталистического общества именуют культурой потребления. Ее базисом выступает «потребительская инфраструктура» в виде моды и рекламы. О том, что эта инфраструктура умело манипулирует общественным и индивидуальным сознанием, написано уже много литературы. В данной статье, как и в некоторых предыдущих [11; 12], мы раскроем специфику того, как капитал «играет» антикапиталистическими и антипотребительскими тенденциями так, что они из прежних оппонентов становятся его сторонниками.

В условиях капиталистической реальности реклама является способом переформатирования дискурсов, которые изначально носят антикапиталистический характер. Реклама дерационализирует сознание, направляет его в вещистское русло и, как следствие, оказывает оглупляющее воздействие. При этом от нее поступают призывы самосовершенствоваться, быть собой. Реклама манипулирует и, призывая к очередным необдуманным покупательским поступкам, апеллирует к личностному развитию. Как бы подразумевается, что, если реципиент позволяет себе подвергаться манипуляциям, он личностно развивается. Предлагая массовый товар и в качестве своего адресата используя максимально широкую целевую группу, реклама выражает тезис о том, что, приобретая этот товар, реципиент подчеркивает свою неповторимую индивидуальность и уникальность и, более того, становится собой. «Будь собой», «нарушай правила» — рекламные слоганы, на поверхности выглядящие нонконформистскими, но в глубине подпитывающие конформизм, следование правилам коммерческой индустрии. Апеллируя к духовности, реклама применяет их как означаемые, отсылающие к явлению, прямо противоположному действительному развитию. От нас буквально требуется быть собой, самореализовываться. Свобода навязывается, нас провоцируют на свободное волеизъявление, которое так только называется. «Это всегда является шантажом идентичностью (а следовательно, и символическим убийством, потому что вы всегда не тот, кем вас вынуждают быть)» [4, с. 54].

Для Цитирования:
Ильин Алексей Николаевич*, Абсорбция капиталом антикапиталистического дискурса в условиях общества потребления. Вопросы культурологии. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: