Интраабдоминальные инфекции (ИАИ) в хирургии внутренних органов на сегодняшний момент являются распространенными неотложными состояниями и основными причинами нетравматических смертей в хирургических отделениях и отделениях неотложной помощи по всему миру [1]. Поиск решения этой насущной проблемы был актуален всегда. Еще в XX веке изучались различные подходы и предлагалось множество руководств по лечению ИАИ. Так, Общество хирургической инфекции (SIS) разработало и распространило рекомендации по ведению этих инфекций в 1992 году [2], потом в 2002 [3] и в 2010 годах в качестве совместного руководства с Американским обществом инфекционных болезней (IDSA) [4]. Именно в последнем руководстве 2010 года авторы отметили появление новых проблем в терапии этих инфекций отчасти из-за общего старения и коморбидности населения, а отчасти из-за возросшей распространенности резистентных микроорганизмов.
Тем не менее, за эти годы прогресс в лечении этих инфекций все же был достигнут: в настоящее время доступны новые подходы к контролю источников инфекции, чему немало способствовали разработка и внедрение новых антибиотиков, эффективных при лечении ИАИ, вызванных устойчивыми патогенами. Сегодня наука не стоит на месте, изучение ИАИ продолжается. Недавнее многоцентровое обсервационное исследование, проведенное в 132 медицинских учреждениях по всему миру в течение 4-месячного периода (октябрь 2014 г. — февраль 2015 г.), охватило 4553 пациента с ИАИ. Общая смертность в этом исследовании составила 9,2 % [5].
Основные положения лечения ИАИ сформулированы достаточно давно и являются аксиомой. Это раннее распознавание, адекватный контроль источников и соответствующая антимикробная терапия. Оперативное лечение пациентов (в том числе и с продолжающимся сепсисом) также имеет первостепенное значение.
Однако в настоящее время существуют различные подходы к терапии ИАИ и различные акценты внутри основных концепций и положений. Это связано с разным уровнем развития медицинской помощи, особенностями менталитета и подходов в зависимости от квалификации хирургического коллектива клиники, доступности информационных и демонстрационных материалов, и иными факторами, так или иначе влияющими на принципы терапии ИАИ. В особенности это применимо для сельского населения, а также в странах с низким и средним уровнем дохода, где существуют огромные проблемы доступа к хирургическим услугам по спасению жизни и предотвращению инвалидности [6]. Также имеются различия в спектре хирургических заболеваний, как между регионами, так и между странами, где «неотложные» операции и анестезию в чрезвычайных ситуациях следует рассматривать как основную группу помощи, которая может быть предоставлена в рамках всеобщего доступа [7, 8,9]. Кроме того, во многих больницах по-прежнему существуют логистические барьеры, связанные с применением доказательной практики. Именно непринятие современных научно-обоснованных методов в силу разных причин и (или) отсутствия доступа к данным рекомендациям приводят во всем мире к неблагоприятному исходу у пациентов, страдающих ИАИ [10].