Андрей Андреевич Громыко (1909–1989 гг.) работал на государственных и дипломатических постах ровно 50 лет (1939–1989 гг.), из них 28 лет (1957–1985 гг.) он был министром иностранных дел. Это своеобразный рекорд. Так, в XIX столетии князь А. М. Горчаков был министром иностранных дел 26 лет. Не имея того блеска и дипломатического изящества, которыми отличались такие его предшественники, как Г. В. Чичерин и М. М. Литвинов, А. А. Громыко сполна обладал необходимыми дипломату энергией, редкостной памятью и работоспособностью, поразительной настойчивостью и широкой эрудицией.
В 1939 г., в переломный момент мировой, европейской и отечественной истории, когда мир стоял на пороге чудовищной войны и когда велась интенсивная дипломатическая деятельность в попытках предотвратить войну, Громыко был переведен в Наркомат иностранных дел (НКИД) СССР и сразу же получил ответственный пост заведующего Отделом американских стран. Советскому руководству понадобился свежий взгляд на позицию США в начавшемся европейском конфликте, который позднее перерос во Вторую мировую войну. В течение нескольких лет А. А. Громыко работал советником посольства СССР в США, а затем стал послом в США и одновременно посланником на Кубе. Громыко участвовал в подготовке и проведении конференций «Большой тройки». С 1947 г. как посол СССР Громыко представлял интересы Советского государства в Совете Безопасности ООН. В 1953 г., после смерти Сталина, Громыко возвратился на работу в МИД СССР.
Громыко смог наладить конструктивные и рациональные отношения со множеством политических деятелей. Характерно, что позднее на вопрос: «Были ли у Вас враги?» — в своем интервью экс-министр ответил: «У меня всегда были два противника — время и невежество людей, которых поднимали к вершине власти обстоятельства». Громыко всегда проявлял лояльное отношение к власти, а его умение, по образному выражению его соратников, «как бульдог не разжимать челюстей, пока не выполнит все в срок и точно», позволило ему стать в 1957 г. самым известным и эффективным министром иностранных дел СССР. Громыко стал ведущим дипломатом одной из двух сверхдержав мира в условиях холодной войны, и его деятельность во многом определяла внешнюю политику Советского государства. Его пребывание в должности полностью соответствовало нормам соблюдения дипломатического этикета. Вместе с тем, для пребывания на столь ответственной работе с иностранными деятелями надо было иметь не только высокие профессиональные качества, но и понимать суть государственной стратегии.