Задумка строительства подземной железной дороги в Москве появилась гораздо раньше 1935 года. С 1875 по 1930-е годы главные инженеры страны представляли проекты первого метрополитена, но непосредственно к его строительству приступили только в 1930-х.
В первые годы работы тоннели рыли с помощью самых простых инструментов — кирки и лопаты. Это требовало от метростроителей титанических усилий; чтобы им помочь, было принято решение использовать тоннелепроходческий щит. Это специальное устройство напоминало механического червя, буквально прогрызавшего грунт.
Первой работающей веткой метро стала «Сокольническая» (красная): в момент запуска она насчитывала 13 станций и шла от «Сокольников» до «Парка Культуры» с ответвлением на станции «Охотный Ряд» до «Смоленской». В марте 1938 года открылась Арбатско-Покровская (синяя) линия, а вслед за ней, в сентябре того же года, и Замоскворецкая (зеленая). Темпы строительства стали расти: за первые десять лет в метро проложили 24,2 км линий и построили 22 станции.
Даже в самые сложные для Москвы времена столичный метрополитен продолжал обеспечивать горожан стабильным и надежным транспортом. Он не останавливался во время Великой Отечественной войны, кроме одного дня — 16 октября 1941 года. Подробнее о станциях метро, открытых во время войны, мы рассказывали в этой статье. В 1954-м в Московском метрополитене замкнули Кольцевую линию, строительство которой началось еще во время войны: чуть больше 19 км и 12 станций, каждая из которых сегодня является пересадочной. В 1960е годы метрополитен стал расширяться в сторону окраин; этот процесс продолжился в 1970-е. За короткий срок линии метро были протянуты ко многим новым районам Москвы: Черемушкам, Кузьминкам, Медведкову, Тушину, Выхину, Чертанову и другим.
48 станций московского метрополи тена признаны объектами культурного наследия России. В их числе и «Ново слободская» с ее храмовыми витража ми, и «Киевская» с ее мозаичными фри зами, и «Смоленская» с барельефом, изображающим защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. И это лишь малая часть культурно зна чимых станций, каждая из которых мо жет рассказать что-то новое о культуре и истории нашей страны.