По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

90 лет Московскому метрополитену

15 мая 2025 года Московский метрополитен отметил 90-летие. Именно в этот день в 1935 году торжественно открылась первая линия, Сокольническая, где запустили регулярное движение подземных поездов. За неполный век метро превратилось в настоящий символ города, помнящий много его секретов и подвигов, с одной стороны, и всегда готовый к инновациям, — с другой.

Задумка строительства подземной железной дороги в Москве появилась гораздо раньше 1935 года. С 1875 по 1930-е годы главные инженеры страны представляли проекты первого метрополитена, но непосредственно к его строительству приступили только в 1930-х.

В первые годы работы тоннели рыли с помощью самых простых инструментов — кирки и лопаты. Это требовало от метростроителей титанических усилий; чтобы им помочь, было принято решение использовать тоннелепроходческий щит. Это специальное устройство напоминало механического червя, буквально прогрызавшего грунт.

Первой работающей веткой метро стала «Сокольническая» (красная): в момент запуска она насчитывала 13 станций и шла от «Сокольников» до «Парка Культуры» с ответвлением на станции «Охотный Ряд» до «Смоленской». В марте 1938 года открылась Арбатско-Покровская (синяя) линия, а вслед за ней, в сентябре того же года, и Замоскворецкая (зеленая). Темпы строительства стали расти: за первые десять лет в метро проложили 24,2 км линий и построили 22 станции.

Даже в самые сложные для Москвы времена столичный метрополитен продолжал обеспечивать горожан стабильным и надежным транспортом. Он не останавливался во время Великой Отечественной войны, кроме одного дня — 16 октября 1941 года. Подробнее о станциях метро, открытых во время войны, мы рассказывали в этой статье. В 1954-м в Московском метрополитене замкнули Кольцевую линию, строительство которой началось еще во время войны: чуть больше 19 км и 12 станций, каждая из которых сегодня является пересадочной. В 1960-е годы метрополитен стал расширяться в сторону окраин; этот процесс продолжился в 1970-е. За короткий срок линии метро были протянуты ко многим новым районам Москвы: Черемушкам, Кузьминкам, Медведкову, Тушину, Выхину, Чертанову и другим.

48 станций московского метрополитена признаны объектами культурного наследия России. В их числе и «Новослободская» с ее храмовыми витражами, и «Киевская» с ее мозаичными фризами, и «Смоленская» с барельефом, изображающим защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. И это лишь малая часть культурно значимых станций, каждая из которых может рассказать что-то новое о культуре и истории нашей страны.

Для Цитирования:
90 лет Московскому метрополитену. Железнодорожник. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: