В структуре Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого есть особое подразделение, которое отличает его от других музеев. Это мастерская художников-маринистов. В 2022 году исполнилось 70 лет с момента ее создания.
Многие годы сотрудники мастерской работали, прежде всего, в интересах экспозиции главного морского музея страны. Неудивительно, что подавляющая часть их лучших произведений — сотни картин и десятки скульптур — находится сейчас в музейных залах. Без них экспозицию ЦВММ уже не представить. Творческое наследие мастерской обширно. Помимо постоянной экспозиции, работы членов мастерской можно встретить на временных выставках не только в стенах музея, его филиалов, но и на других выставочных площадках России.
Историю мастерской можно условно разделить на три этапа. Первый — от создания студии художников-маринистов ВМФ в 1952 году до ее роспуска в декабре 1962-го. Второй, насчитывающий почти тридцать лет, с возобновления студии (уже при ЦВММ) в марте 1963-го и до июля 1992-го, когда над кораблями бывшего ВМФ СССР взвился Андреевский флаг. Третий период, опять тридцатилетний, охватывает годы возрождения современного Российского флота и длится по сей день.
Время становления студии выпало на послевоенный период. Многие из первых студийцев были ветеранами Великой Отечественной войны. Для них военная тема, бои и потери, победы и поражения не абстрактные исторические категории. Студия военных художников-маринистов Военно-Морского Флота СССР, созданная по инициативе Военно-морского министра вице-адмирала Н.Г. Кузнецова (приказ № 236 от 10 сентября 1952 года), базировалась в помещениях Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола в Ленинграде. Художественным руководителем студии стал известный художник-баталист, академик живописи М.И. Авилов, автор хрестоматийного полотна «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Все сотрудники студии получили воинские офицерские звания.
В 1954 году, после кончины М.И. Авилова, студия была слита с московской студией военных художников имени М.Б. Грекова. Это было крупнейшее и авторитетнейшее объединение мастеров батального жанра, созданное по указу наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова 29 ноября 1934 года. После объединения в середине 1950-х годов началось время плодотворного сотрудничества москвичей и ленинградцев. До сих пор «грековцы» считают ленинградских сотрудников студии — А.А. Ефимова (руководителя ленинградской группы в 1952–1963 гг.), С.Ф. Бабкова, Н.Т. Куликова, Г.А. Калинкина, А.С. Бантикова, В.С. Чеботарева и других — «своими».