По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.797

40 лет RCM: как начать надежностно-ориентированное техническое обслуживание

Антоненко И.Н. канд. техн. наук, начальник отдела маркетинга ООО «НПП „СпецТек“» E-mail: antonenko@spectec.ru

В статье дается краткое введение в методологию RCM (Reliability Centered Maintenance) — обслуживание, ориентированное на безотказность. Представлен подход, согласно которому начинать RCM необходимо с приоритизации оборудования. Описан алгоритм приоритизации на основе рекомендаций стандартов.

Литература:

1. Nowlan F. S., Heap H. F. Reliabilitycentered Maintenance. San Francisco: Dolby Access Press, 1978. — 466 p.

2. Нейман В. Г., Шапиро Б. В. Оценка критичности отказов технических устройств// Надежность и контроль качества. — 1975. — №10. — С. 49–51.

3. Moubray J. Reliability-centered Maintenance. Second Edition. NY: Industrial Press Inc, 1997. — 426 p.

4. Neil B. Bloom. Reliability Centered Maintenance: Implementation Made Simple. NY: McGraw-Hill, 2005. — 291 p.

5. Ефремов Л. В. Проблемы управления надежностно — ориентированной технической эксплуатацией машин. — СПб: Art-Xpress, 2015. — 206 с.

6. Jesus R. Sifonte, James V. ReyesPicknell. Reliability Centered Maintenance — Reengineered: Practical Optimization of the RCM Process with RCM-R. CRC Press, 2017. — 349 p.

7. SAE JA 1011:2009. Evaluation Criteria for Reliability-Centered Maintenance (RCM) Processes.

8. SAE JA 1012:2011. A Guide to the Reliability-Centered Maintenance (RCM) Standard.

9. IEC 60300-3-11:2009. Dependability Management — Part 3–11: Application guide — Reliability centered maintenance.

10. ГОСТ Р 27.606–2013. Надежность в технике. Управление надежностью. Техническое обслуживание, ориентированное на безотказность. М.: Стандартинформ, 2014. — 34 с.

11. ГОСТР 55.0.05–2016. Управление активами. Повышение безопасности и надежности активов. Требования. М.: Стандартинформ, 2016. — 10 с.

12. Антоненко И. Н., Беляков М. И. Об одной надежностной задаче и ее решении в информационной системе// Автоматизация в промышленности. — 2015. — № 8. — С. 18–21.

13. Иорш В. И., Крюков И. Э., Антоненко И. Н. Управление ремонтами, ориентированное на надежность// Промышленность и безопасность. — 2011. — № 7. — C. 50–53.

14. Кац Б. А., Молчанов А. Ю. Управление производственными активами с помощью современных информационных технологий// Автоматизация в промышленности. — 2014. — № 8. — C. 39–45.

15. Кац Б. А. Взаимодействие информационной системы ТОиР с другими АСУ предприятия// Автоматизация в промышленности. — 2013. — № 8. — С. 43–46.

16. ГОСТ Р 51901.12–2007. Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий отказов. М.: Стандартинформ, 2008. — 35 с.

В текущем году исполняется 40 лет с тех пор, как Стэнли Ноулан и Говард Хип в своем основополагающем исследовании [1] представили методологию RCM (Reliability Centered Maintenance).

Их идея состояла в том, что правила обслуживания оборудования должны определяться последствиями отказа, а не только природой и параметрами самого отказа. Аналогичную идею мы находим у отечественных специалистов по надежности, в публикациях того времени [2].

Затем существенный вклад в развитие и популяризацию RCM внес Джон Мубрей [3]. К настоящему времени накопился значительный массив публикаций, посвященных RCM, включая книги [4–6]. Разработаны соответствующие международные и национальные стандарты, как за рубежом [7–9], так и в России [10, 11]. Развивается практика успешного применения RCM в России [12, 13].

Несмотря на весьма зрелый возраст, методология RCM остается покрытой завесой сложности. Возникли и некоторые заблуждения. Например, встречается утверждение, что RCM — это стратегия технического обслуживания и ремонта (ТОиР). Чтобы убедиться в ошибочности этого, обратимся к стандарту [10].

В нем дан русскоязычный аналог RCM — надежностно-ориентированное техническое обслуживание (НОТО).

И определено, что НОТО (RCM) представляет собой методологию выявления и выбора политик управления отказами. Политика управления отказами может включать в себя действия по техническому обслуживанию, изменения правил эксплуатации, конструктивные доработки и другие действия, нацеленные на ослабление последствий отказов, которые в стандарте [11] названы разовыми преобразованиями. К ним также относятся изменение методов, используемых при выполнении определенной работы ТОиР, изменение способностей персонала (обучение).

Таким образом, RCM это не какая-то стратегия ТОиР. Это методология выявления и выбора политик управления отказами и формирования из них программы работ, сочетающей различные стратегии ТОиР и разовые преобразования, и отвечающей профилю рисков, связанных с отказами.

Для Цитирования:
Антоненко И.Н., 40 лет RCM: как начать надежностно-ориентированное техническое обслуживание. Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: