В течение всего XVIII века Нижнетагильский чугуноплавильный и железоделательный завод являлся одним из самых крупных и передовых предприятий не только в России, но и в мире. Уже к 60-м годам XVIII века он имел полный технологический цикл выделки железа: здесь действовали 4 доменные печи, кричные и прокатный цеха, проволокодельня и другие мастерские. Всего на заводе было 18 зданий, в которых размещались 27 видов отдельных производств — «ремесел». Продукция завода — кричное полосовое и сортовое железо марки «Старый соболь» — пользовалась большим спросом на европейских рынках металлов, прежде всего, в Англии, куда в конце XVIII века уходило около половины всего тагильского железа. [1]
К этому времени Нижнетагильский заводской поселок, будущий город Нижний Тагил — стал центром горнозаводского округа, ведущим подразделением заводского хозяйства, столицей огромной и мощной промышленной империи Демидовых.
Слава завода всегда основывалась на высоком искусстве и знаниях местных мастеров и инженеров. В Нижнем Тагиле жили и работали Е.Г. Кузнецов-Жепинский, создатель уникальной рудничной водоотливной машины и многих замечательных раритетов, основоположники русского паровозостроения Е.А. и М.Е. Черепановы; талантливые инженеры Ф.А. Шептаев, Ф.И. Швецов, П.П. Мокеев, К.К. Фрелих и др. [2]
Технические тагильские нововведения часто характеризовались короткой фразой — «впервые в России», но многие достижения Нижнетагильского завода связаны с усовершенствованием технологий, позаимствованных в России и за рубежом. Старонемецкий кричный способ производства применялся здесь более успешно, чем на своей родине — Германии. Так тагильские инженеры существенно улучшили введенное французскими специалистами мартеновское производство. Но особенно значительных достижений добились тагильские доменщики, которые впервые в мире выплавили в доменной печи на древесном угле ферромарганец и ферросилиций.
В XX веке тагильские домны неоднократно использовались для освоения новых технологий, особенно в годы Великой Отечественной войны. Отслужив Отечеству в общей сложности 262 года, бывший демидовский завод поэтапно прекратил свою производственную деятельность. В октябре 1987 года домны дали последнюю плавку; над городом прокатился прощальный гудок. Предприятие начало новую жизнь, теперь уже в качестве первого в России музея-завода. Быть первым — это нелегко!