Мало какой здоровый человек хоть раз в жизни бы задумывался, каким богатством он обладает, имея нормальный слух. Вся наша жизнь наполнена звуками, и в суете будней мы перестаем замечать источники их возникновения и обращать на них должное внимание. И только когда со слухом возникают определенные проблемы, начиная испытывать сложности с коммуникацией, человек начинает понимать, каким же бесценным даром он владел.
А ведь есть люди, для которых глухота является врожденным дефектом. Примерно один ребенок из 1000 новорожденных лишен возможности слышать звуки окружающего мира; еще два-три теряют слух на первом или втором году жизни. С самого раннего детства для них становятся недоступным пение птиц и журчание ручья, нежный голос матери и веселые возгласы играющих на площадке детей. Отсутствие или потеря слуха в раннем детстве приводят к развитию немоты, поскольку у таких детей не развивается способность к воспроизведению звуков. Не секрет, что слух чрезвычайно важен на этапе развития речи, интеллекта, становления психики.
Глухота может привести к умственной отсталости, способствует развитию монотонной, неразборчивой речи, эмоциональной заторможенности. Как известно, одной из основных, наиболее специальных задач обучения детей с нарушениями слуха является формирование именно словесной речи как средства общения. При этом используются различные формы речи: устная, письменная, тактильная. Развитию устной речи у глухих и слабослышащих детей как наиболее употребительному средству общения с нормально слышащими придается особое значение.
Детские врачи-отоларингологи настоятельно рекомендуют родителям с самого раннего возраста беречь органы слуха у детей, не позволять им вставлять туда посторонние предметы, заливать воду и другие жидкости. Как известно, дети, посещающие детский сад, чаще болеют заболеваниями ЛОР-органов, поэтому родителям во избежание развития осложнений рекомендуют в случае возникновения простудных заболеваний воздержаться от посещения детского коллектива до полного выздоровления.