По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.28–08 DOI:10.33920/med-10-2502-08

3 марта — Всемирный день борьбы с заболеваниями органов слуха

Фролова Елена Владимировна врач-трансфузиолог, заведующая отделением переливания крови, Кременская ЦРБ, г. Белгород, lspk1973@mail.ru

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, глухота является одной из самых распространенных патологий сенсорного восприятия в мире, этим заболеванием страдает около 360 млн человек на всей планете. Причины возникновения глухоты могут быть самые разнообразные — это и генетические заболевания, и воздействие травмирующих факторов и инфекционных агентов, и прием ототоксичных препаратов. Причем врачи-отоларингологи считают, что примерно в половине случаев развитие глухоты и тугоухости можно было бы предотвратить. Для того, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам людей с нарушением слуха, и был утвержден этот памятный день.

Литература:

1. Королева, И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых / И.В. Королева. — Санкт-Петербург: Каро, 2013. — 752 с.

2. Лёве, А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / А. Лёве. — Москва: Академия, 2003. — 224 с.

3. Руленкова, Л.И. Как научить неслышащего ребенка слушать и говорить с использованием верботонального метода / Л.И. Руленкова. — Москва: Перспектива, 2010. — 210 с.

4. Саломатина, И.В. Изучение влияния кохлеарной имплантации на развитие детей с нарушением слуха: по материалам зарубежных исследований / И.В. Саловатина // Дефектология. — 2010. — № 2. — С. 14–21.

1. Koroleva, I.V. Kokhlearnaia implantatsiia glukhikh detei i vzroslykh [Cochlear implantation of deaf children and adults] / I.V. Koroleva. — St. Petersburg: Karo, 2013. — 752 p. (In Russ.)

2. Leve, A. Razvitie slukha u neslyshashchikh detei: Istoriia. Metody. Vozmozhnosti [Hearing development in deaf children: History. Methods. Opportunities] / A. Leve. — M.: Academy, 2003. — 224 p. (In Russ.)

3. Rulenkova, L.I. Kak nauchit neslyshashego rebenka slushat i govorit s ispolzovaniem verbotonalnogo metoda [How to teach a deaf child to listen and speak using the verbotonal method] / L.I. Rulenkova. — M.: Perspective, 2010. — 210 p. (In Russ.)

4. Salomatina, I.V. Izuchenie vliianiia kokhlearnoi implantatsii na razvitie detei s narusheniem slukha: po materialam zarubezhnykh issledovanii [Study of the influence of cochlear implantation on the development of children with hearing impairment: based on materials from foreign studies] / I.V. Salovatina // Defektologiia [Defectology]. — 2010. — No. 2. — P. 14–21. (In Russ.)

Дата поступления рукописи в редакцию: 05.12.2024 г.

Дата принятия рукописи в печать: 04.01.2025 г.

Date of receipt of the manuscript by the editorial office: 05.12.2024

Date of acceptance of the manuscript for publication: 01/04/2025

Мало какой здоровый человек хоть раз в жизни бы задумывался, каким богатством он обладает, имея нормальный слух. Вся наша жизнь наполнена звуками, и в суете будней мы перестаем замечать источники их возникновения и обращать на них должное внимание. И только когда со слухом возникают определенные проблемы, начиная испытывать сложности с коммуникацией, человек начинает понимать, каким же бесценным даром он владел.

А ведь есть люди, для которых глухота является врожденным дефектом. Примерно один ребенок из 1000 новорожденных лишен возможности слышать звуки окружающего мира; еще два-три теряют слух на первом или втором году жизни. С самого раннего детства для них становятся недоступным пение птиц и журчание ручья, нежный голос матери и веселые возгласы играющих на площадке детей. Отсутствие или потеря слуха в раннем детстве приводят к развитию немоты, поскольку у таких детей не развивается способность к воспроизведению звуков. Не секрет, что слух чрезвычайно важен на этапе развития речи, интеллекта, становления психики. Глухота может привести к таким осложнениям как умственная отсталость, способствует развитию монотонной, неразборчивой речи, эмоциональной заторможенности. Как известно, одной из основных, наиболее специальных задач обучения детей с нарушениями слуха является формирование именно словесной речи как средства общения. При этом используются различные формы речи: устная, письменная, дактильная. Развитию устной речи у глухих и слабослышащих детей, как наиболее употребительному средству общения с нормально слышащими придается особое значение.

Детские врачи-отоларингологи настоятельно рекомендуют родителям с самого раннего возраста беречь органы слуха у детей, не позволять им вставлять туда посторонние предметы, заливать воду и другие жидкости. Как известно, дети, посещающие детский сад, чаще болеют заболеваниями ЛОР-органов, поэтому родителям во избежание развития осложнений рекомендуют в случае возникновения простудных заболеваний воздержаться от посещения детского коллектива до полного выздоровления.

Для Цитирования:
Фролова Елена Владимировна, 3 марта — Всемирный день борьбы с заболеваниями органов слуха. Справочник врача общей практики. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: