В этом году российские железные дороги отмечают свое 185-летие. 30 октября 1837 г. состоялось открытие первой российской железной дороги — поезд прошел от Санкт-Петербурга до Царского Села (сейчас город Пушкин). Одноколейку не восприняли всерьез, дав ей прозвище «увеселительной». Немногие тогда понимали, какое значение для России будет иметь этот диковинный вид транспорта. Царскосельская железная дорога — первая в России железная дорога, до 1851 г. единственная в стране и шестая в мире.
1 ноября 1851 г. было открыто регулярное пассажирское сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом. Первый российский паровоз, хотя и походил на английский, был лучше.
7 февраля 1857 г. в России началась подготовка к созданию первой в стране железнодорожной сети. Стартом к этому событию стал указ императора Александра II. Проект сразу был заявлен масштабным, ведь в середине XIX в. общая протяженность железнодорожных путей составляла чуть более тысячи километров. Времени на долгие обсуждения не было, ведь по Европе и Новому Свету в это время уже вовсю ходили поезда.
Сеть железных дорог росла, совершенствовался подвижной состав, увеличивались объемы перевозок. Именно железные дороги дали толчок развитию многих городов России, в том числе Сибири и Дальнего Востока. Железнодорожный транспорт был и остается одним из самых важных и доступных для жителей необъятной страны.
С тех пор многое изменилось. Сегодня ОАО «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Эксплуатационная длина железных дорог составляет более 86 тыс. км. В транспортной системе страны на долю стальных магистралей приходится 87% грузовых и почти 30% пассажирских перевозок.
За 185 лет железнодорожный транспорт в России получил значительное развитие. Мы наблюдаем, как меняется инфраструктура, применяются новейшие технологии в области железнодорожного транспорта, развивается сеть вокзальных комплексов, на линию выходит современный подвижной состав.