Все изменилось, когда американский стоматолог Уильям Мортон решил использовать для обезболивания диэтиловый эфир. Некоторые ученые до этого открытия пришли к выводу, что определенные химические вещества могут быть использованы в качестве анестезии, что позволяет выполнять операции без боли. Первые эксперименты с анестетиками — закисью азота (веселящий газ) и серного эфира начали использоваться в 19 веке стоматологами. Именно тогда английский естествоиспытатель Х. Дэви на себе испытал притупляющее боль действие паров закиси азота, а в 40-е годы того же столетия одному дантисту впервые под воздействием «веселящего газа» удалили зуб. Правда, при проведении опытов с закисью азота приходилось наблюдать картину, когда пациент не только переставал чувствовать боль, но и впадал в беспамятство и буйство, пускался в пляс или начинал безудержно хохотать, но это уже были издержки.
Стоматолога Мортона подтолкнуло к открытию банальное безденежье: из-за страха перед болезненными процедурами пациенты предпочитали обходить зубного врача стороной. Доктор достаточно ответственно подошел к разработке метода лечения: ставил опыты на животных, лечил близких друзей и, убедившись в безопасности препарата, представил его широкой публике. Именно 16 октября 1846 года он впервые погрузил в наркоз больного, что позволило удачно провести оперативное вмешательство — вскрытие и удаление болезненной опухоли на шее одному художнику. Именно этот день впоследствии начали считать днем рождения анестезии, а Уильяма Мортона первым врачом-анестезиологом [2].
Сначала в качестве средства для наркоза использовался только эфир, но в 1847 году английский акушер-гинеколог Дж. Симпсон открыл аналогичные свойства хлороформа. В 1853 году он был успешно применен для снижения боли при родах у королевы Виктории. Этот газ оказался более удобным в использовании, но в то же время и более токсичным, в первую очередь при этом страдала печень. Были ситуации, когда больной умирал во время операции именно в результате токсического действия хлороформа. Однако, несмотря ни на что, этот газ продолжал применяться во врачебной практике.