В последние 15–20 лет эмоциональный интеллект все чаще выходит на первый план в качестве основного фактора успеха как в работе, так и вне ее. В июне 1999 года темой номера журнала Fortune стала статья Рама Чарана и Джеффри Колвина «Почему руководители не добиваются успеха?». Чаран, известный бизнес-консультант, автор книг о лидерских качествах, и Колвин, ответственный редактор Fortune, в один голос утверждали, что успешный руководитель должен в первую очередь «сиять» не столько в области планирования или финансов, сколько в сфере эмоционального интеллекта.
Но как этого добиться? И что вообще такое эмоциональный интеллект? Давайте разберем на конкретном примере.
Анна — менеджер в небольшой компании. Добрая, уважительная, чуткая к потребностям других. Отлично умеет решать проблемы и неудачи воспринимает как возможность самосовершенствования. Ее любят коллеги, а руководство часто хвалит за высокий уровень эмоционального интеллекта.
Анна и сама считает эмоциональный интеллект своей сильной чертой. Но при этом ее карьера не продвигается, и она понимает, что не соответствует тем требованиям, которые ждет от нее компания. «Вот тебе и эмоциональный интеллект», — думает она.
Это распространенная ошибка: и Анна, и ее начальство определяют ЭИ слишком узко. Фокусируясь только на чуткости, доброжелательности и коммуникабельности, они упускают другие, не менее важные элементы эмоционального интеллекта, которые помогли бы ей стать более сильным и эффективным лидером.
Существует много определений ЭИ, но в целом его можно охарактеризовать как способность человека отслеживать собственные и чужие эмоции, намерения и мотивации, а также управлять ими для решения практических задач.
Впервые этот термин появился в середине 1960-х годов, тогда еще главным образом применительно к психиатрии. Но широкое распространение понятие эмоционального интеллекта получило в 1995-м, после публикации книги «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» американского психолога Дэниела Гоулмана.