Пространственная экономика [1] связана с распределением (дефицитных) ресурсов [2–4] над пространством и местонахождением экономической деятельности. В зависимости от трактовки определения, область пространственной экономики может быть либо чрезвычайно широкой, либо довольно узкой. С одной стороны, экономическая деятельность должна происходить на каком-то пространстве. С другой стороны, анализ сосредоточен, главным образом, на одном экономическом вопросе, а именно — выборе местоположения.
На практике мы можем поставить ряд вопросов, для которых имеет важность пространственное расположение. Например, почему существуют города? Почему некоторые регионы процветают, а другие нет? Почему происходит выделение и дискриминация групп населения? Почему фирмы из одного и того же отраслевого кластера развиваются по‑разному?
Это внутренне «пространственные» вопросы, то есть вопросы, в которых пространственное положение играет доминирующую роль. Например, было бы трудно говорить о существовании и росте городов без какого‑либо явного рассмотрения пространства.
В то же время есть вторая группа проблем, касающихся, в частности, анализа технологических побочных эффектов, детерминант торговли потоков или даже функционирования социальных сетей. Все эти проблемы имеют пространственное измерение, но его значение еще предстоит определить.
Иными словами, это «оспариваемые» проблемы между пространственной экономикой и другими экономиками.
Наконец, существует чрезвычайно широкий круг экономических вопросов, для которых пространственное измерение, вероятно, будет менее важным.
Например, каковы движущие силы инвестиции? Насколько важны затраты на увольнение для объяснения безработицы? Чтобы ответить на эти вопросы, основная роль пространства заключается в предоставлении, возможно, основным источником вариаций эмпирических исследований. Если, например, разные регионы страны имеют разные системы образования с разными возрастными ограничениями для обязательного школьного образования, эти вариации могут быть использованы для получения значимых оценок отдачи от образования.